Американская сцена / Прецизионизм и Риджионализм

от /англ./ precisionism от precision — точность, чёткость

от /англ./ regionalism от regional — местный

Период 1920-1940-е

Американская сцена (термин заимствован из названия романа Г.Джеймса "Американская сцена", 1907), включает в себя множество направлений и тенденций. Первыми появились сторонники "прецизионизма". Направление, характерное для американской живописи 30-х годов, разновидность магического реализма. Главный сюжет для прецизионистов — изображение города, его пластическая визуализация в чётких геометрических формах. Отсюда, главные герои картин: мосты, небоскрёбы, фабрики, элеваторы и другие индустриальные достижения цивилизации. Язык форм прецизионистов геометрически выверен, до предела механистичен. Пространство картин стерильно, такое ощущение, что из них выкачан воздух, в нём нет человека. В то же время такая пустота подчёркивает вневременный характер изображения. Главная тема — механистическая эстетика.

Одним из вариантов прецизионизма, был реджионализм. Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Реджионалисты стремились создать подлинно американское искусство и обратились к местным темам. Они двигали ностальгические чувства к "подлинной Америке", стремление запечатлеть жизнь американской деревни и маленьких городков, что стало причиной их большой популярности. Период наибольшего расцвета движения связан с Великой депрессией, когда на фоне глубокой национальной неуверенности художники возрождали веру Америки в свои силы, развивая идею национальной исключительности и самобытности развития. Определяющим моментом в развитии искусства 30-х годов, были контакты с мексиканскими муралистами. Главным событием в формировании и профессиональном становлении нового поколения художников, стал Новый курс Ф.Рузвельта и появившаяся программа поддержки - Федеральный художественный проект.

Художники: Томс Харт Бентон (Thomas Hart Benton), Стюарт Дэвис (Stuart Davis), Чарльз Демут (Charles Demuth), Эдвард Хоппер (Edward Hopper), Джорджия О' Кифф (Georgia Totto O'Keeffe), Бен Шан (Ben (Benjamin) Shahn), Чарльз Шиллер (Charles Sheeler), Грант Вуд (Grant DeVolson Wood), Доротея Ланг (Dorothea Lange), Уокер Эванс (Walker Evans).

Тексты: Л.Лозовик "Американизация искусства", 1927.

См. также статьи: Кубизм, Новая вещественность, Мексиканский мурализм, Поп-арт, Гиперреализм.

Описание некоторых произведений:

Чарльз Шилер "Американский пейзаж", 1930. Холст, масло. Нью-Йорк, Музей современного искусства. В 1927 году, художник получил заказ на снимки нового огромного завода Форд в Рив Руж (Rive Rouge – красный берег) возле Детройта. За шесть недель работы, было напечатано тридцать две фотографии: некоторые из них опубликовали журналы с большими тиражами, другие попали на выставки. Через три года эти фотографии превратились в картины. "Американский пейзаж" показывает глубину воздействия фотографии на стилистику живописи Шилера. Название показательно, с его помощью становится ясно, что американский пейзаж – индустриальный, созданный человеком. Завод на картине – новый образец формального совершенства.

Чарльз Шилер "Американский пейзаж", 1930. Холст, масло

Уокер Эванс "Гараж", 1936. Фотография. Вашингтон, Библиотека Конгресса. Эванс добивается эффекта "непосредственной фиксации", в которой он видит "документальный стиль". Как и эта, многие его фотографии были натуральными: съемки делались на улице. В них, помимо достоверности вывесок, автомобилей, придорожной рекламы и телеграфных столбов, с очевидностью проступают те перемены, которые превращали США в общество потребления.

Уокер Эванс "Гараж", 1936