Баухаус /Bauhaus

от /нем./ Bauhaus: Bau - "конструкция", Haus - "дом"

/нем./ Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919-1933)

Баухауз, основанный архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году и закрытый Гитлером в 1933 году, был соединением педагогического и творческого опыта, задачей которого было найти новые формы Gesamtkunstwerk (совокупного художественного продукта). Баухауз возник в результате объединения Высшей школы изобразительных искусств и школы прикладного искусства. Идеей Гропиуса было "соединить искусство и производство", а название школы "Дом строительства", объясняет девиз Гропиуса: "Давайте вместе построим здание будущего, которое будет всем в одном: архитектурой, скульптурой и живописью".

Руководители Баухауза, опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. Главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики.

Программа обучения вне зависимости от сменяющихся директоров (Гропиус, Мейер, Ван дер Роэ), предусматривала несколько курсов ремесленной практики (плотницкое дело, металл, керамика, стекло, текстиль). Продолжением был Vorkurs (вводный курс) - подготовительный семестр и специальные курсы по изучению формы, пространства, цвета и композиции. Их вели художники: Кандинский, Клее, Шлеммер.

Стиль Баухауза приобрел свои отличительные черты к 1923 году, с назначением Мохой-Надя (сменившего Иттена) читать Vorkurs. Метод его преподавания, отличал аналитический подход, стремление продумать и описать творческий процесс, как научную работу. Именно этот принцип Йозеф Альберс перенес в США, после Второй мировой войны.

Художники: Вальтер Гропиус (Walter Adolph Georg Gropius), Йозеф Альберс (Josef Albers), Лионель Файнингер (Lyonel Feininger), Иоганн Иттен (Johannes Itten), Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Пауль Клее (Paul Klee), Ласло Мохой-Надь (Lszlo Moholy-Nagy), Оскар Шлеммер (Oskar Schlemmer).

Выставки: 1938, N-Y, Музей современного искусства "Баухауз 1918-1928"

Тексты: П.Клее "О современном искусстве", 1924; В.Кандинский "Точка, линия, поверхность", 1926; Л.Мохой-Надь "Живопись. Фотография. Кино", 1927; Х.Байер, В.Гропиус "Баухауз", 1918-1928.

См.также статьи: Абстрактное искусство, Кинетическое и программное искусство.

Мастера на крыше Bauhaus здания, Дессау, слева направо: Йозеф Альберс, Хиннерк Scheper, Георг Muche, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Joost Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гунта Stölzl и Оскар Schlemmer.