Гнездо, группа

В 1975 году началась совместная работа Геннадия Донского, Михаила Рошаля и Виктора Скерсиса. Первоначально в качестве названия использовались фамилии участников (Донской-Рошаль-Скерсис, иногда сокращенно Д.Р.С.). Именно так они подписывали свои совместные работы вплоть до 1979 года. Название «Гнездо» постепенно закрепилось за группой после проведения одноименной акции во время выставки на ВДНХ (1975). Группа «Гнездо» просуществовала всего четыре года, с 1975-го по 1979-й, но сумела остаться легендой. Трое молодых художников во время перформанса «Тише! Идет эксперимент!» («Высиживайте яйца», авторское название – «Высиживатель духа») встречали зрителей сидя в гигантском гнезде, сделанном из веток и пуха. 

Рошаль и Скерис родились в 1956 г. в Москве. Учились у Александра Меламида в художественной школе № 1. До создания группы сделали самостоятельные работы для несостоявшейся выставки «Соц-арт» в Москве: Скерсис – картину «Кремлевская стена» (1973), Рошаль – «Даешь угля!», Донской – «Красноармеец хуем бьет буржуев». Продолжая традиции Комара и Меламида, группа «Гнездо» активно развивала практику соцартистского перформанса, что стало основной стратегией творчества участников группы. 

«Московскими концептуалистами» принято считать Кабакова и его учеников, но, пожалуй, именно Донской, Рошаль и Скерсис, принадлежавшие к другой линии, были концептуалистами настоящими (а не московскими или романтическими) – художниками отношений, связей, намерений, свободными от веса вещей, веса исторических и литературных воспоминаний. Это наш ответ лучшим образцам американского поэтического перформанса 70-х – Вито Аккончи, который нашептывал одиноким прохожим постыдные тайны о себе самом, или Брюсу Науману, который подчеркнуто сознательно обходил площадь по кругу. (Екатерина Деготь) 

Творческая биография группы закончилась после эмиграции Комара и Меламида в 1978. Виктор Скерсис уехал в США в 1984-м, живет в Вифлееме (Пенсильвания). Михаил Рошаль умер в 2007 г. Москве. Геннадий Донской живет в Москве. 

1976 — Помощь советской власти в битве за урожай

Акции и перформансы: 

1979 —Демонстрация.  Акция проводилась летом 1978 года; место проведения – пересечение улиц Дмитрия Ульянова и Вавилова, Москва. Художники изготовили классический советский транспарант, но не с текстом, а с фрагментом абстрактной картины, была использована композиция художника Франца Кляйна «Accent Grove» (повернута на 90°). Художники вышли на перекресток улиц Дмитрия Ульянова и Вавилова, прямо к магазину «Академкнига», и направились в сторону Ленинского проспекта.Неприятности у них потом были, но все же акция оказалась, по сути дела, ненаказуемой. А это значит, что была решена главная концептуальная художественная задача – ускользнуть от однозначной интерпретации и поставить все смыслы под вопрос. В СССР от успешности решения этой задачи зависели судьба и свобода. 

1978 —Забег в сторону Иерусалима. Акция проводилась 29 сентября во дворе мастерской Михаила Одноралова в 1-ом Зачатьевском переулке, Москва. Дистанция соревнований – 1 метр 41 сантиметр – была высчитана путем деления расстояния от Москвы до Иерусалима (2 790 км) на год забега (1978).

1978 — Получасовая попытка материализации Комара и Меламида. В день открытия выставки Виталия Комара и Александра Меламида (которые к тому времени эмигрировали на Запад) в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке в квартире Михаила Рошаля на улице Дмитрия Ульянова художники в течение получаса внимательно смотрели на фотографии своих учителей, возвращая их назад. Материализация осуществилась примерно десятью годами позже, но «Гнездо» к тому времени уже распалось.

1978 — Продажа душ (попытка создания первого беспошлинного торгового предприятия). Акция В.Комара и А.Меламида осуществлена в Москве при участии группы «Гнездо». Нью-Йорк - Москва; 

1977— К шестидесятилетию советской власти. Новое летосчисление. Москва; 

1976 — Оплодотворение земли. Москва; Голые тела, ничком лежащие на земле, – сюжет в визуальной памяти ХХ века слишком болезненный. Но демонстративное игнорирование этих ассоциаций – не безответственность и не юношеское недомыслие. Голый человек на голой земле – свободный человек.

1976 — Помощь советской власти в битве за урожай; 

1976 — В защиту окружающей среды. Минута недышания. Москва; 

1976 — Нефункциональные попытки: Попытка увидеть себя, Москва; Акции «Гнезда» делались всегда без зрителей, а в этой зритель ничего и не сумеет увидеть, как бы ни старался.  Только ты сам, подпрыгнув и быстро обернувшись, можешь попробовать поймать краешком глаза свой собственный облик секундной давности. 

1976 — Нефункциональные попытки: Попытка соединения берегов. Акция с участием Александра Юликова: Рошаль и Юликов стягивают берега Водоотводного канала в районе Садовников, восстанавливая Гондвану, – единый материк эпохи мезозоя.

1976 — Нефункциональные попытки: Попытка взлета. 

1976— Станем на метр ближе. Москва — Нью-Йорк; Донской, Рошаль, Скерсис и их заграничные друзья провели совместную акцию «Станем на метр ближе», в ходе которой в Москве, Нью-Йорке и Берлине были вырыты ямы по полметра глубиной.

1975 — «Гнездо». ДК ВДНХ, Москва. 

Источники: OpenSpace.ru, Сайт Московский концептуализм