"Пастораль" Романа Мокрова

04.12.2013 - 12.01.2013

В рамках цикла "Большие надежды"  

Куратор выставки: Алиса Таёжная 

О выставочном цикле "Большие надежды": "Большие надежды" — новый выставочный цикл Музея экранной культуры "Манеж/МедиаАртЛаб" при поддержке галереи "Триумф". Проект создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников. Они обрели собственный голос и узнаваемый почерк и находятся в активном поиске средств выражения. Они неоднократно выставляли свои работы, но готовы пробовать новые способы общения с публикой, осваивать экспериментальные пространства, рисковать и исследовать пограничные территории визуального искусства и мультимедиа.

Выставочный цикл "Большие надежды" — это серия персональных выставок, которые будут проходить на втором этаже ЦВЗ "Манеж" в Медиатеке Музея экранной культуры "Манеж/МедиаАртЛаб". Длительность каждой выставки — около месяца, в течение которого художник в собственной манере работает с новым выставочным пространством и показывает новые премьерные проекты. Каждая выставка "Больших надежд" — уникальное высказывание художника и куратора. Это этап в биографии художника, который фиксирует переход многообещающего молодого автора в статус серьезного профессионала и открывает ему новые перспективы в личном поиске и идентификации себя в художественной системе. И конечно, "Большие надежды" — это возможность для молодого художника открыть персональную выставку для огромной аудитории в одном из главных выставочных залов Москвы и при этом сохранить за собой свободу эксперимента. В 2013 году в рамках цикла "Большие надежды" в Музее экранной культуры "Манеж/МедиаАртЛаб" пройдут выставки Романа Мокрова, Евгения Гранильщикова и Дины Караман.

Художник Роман Мокров в своих видеоработах активно исследует мифологию постсоветского пространства, каждый раз обнаруживая ту грань, где воображаемое и желаемое конфликтует с разочаровывающей буквальностью реального мира. Предмет его исследования всегда находится как бы за углом — в ежедневных пейзажах, на которые обычно смотрят замыленным глазом и воспринимают как банальные и недостаточно освоенные общественные пространства, заброшенные места отдыха или памятники славного прошлого, застрявшие в неопределенном настоящем.

Заросшие пруды, бетонные заборы, песчаные пляжи и болота в тине в Подмосковье — не только органичная среда, где вырос и живет сам художник, но и метафора дикого заповедника современной России, обитатели которого давно потеряли веру в чудесное. Роман Мокров же, напротив, выстраивает на основе будничных картин фантастические миры на пересечении коллективного бессознательного, народной бытовой культуры, национальных привычек и медийных образов. В работах из серии "Пастораль" художник прибегает к индустриальным киноспецэффектам или создает героев, которые дополняют молчаливые природные ландшафты и оживляют пустые пространства, где взгляд наблюдателя не находит ничего удивительного.

Концепция экспозиции проистекает из методов работы художника — придумывать осязаемую виртуальность на основе бесстыдных симуляций, ироничного монтажа и воспроизведения привычных паттернов народного удовольствия. В видеоработах Мокрова синтетика и органика всегда переплетены и таят в себе противоречие: как диван из гостиной или надувной матрас, его видео всего лишь красочно подражают реальности при помощи уловок и так и остаются оптической идиллией. Все видеоработы на выставке «Пастораль» объединены водной тематикой: будь то трогательная гребля против течения на туристическом матрасе, медитативное дзен-сидение в луже, отдых на берегу заросшего болота на диване из советского гарнитура или драматичное всплытие подводной лодки посреди тихой поверхности пруда. "Пастораль"  — это не только работа с природным окружением в напряженной динамике и знакомом застое, но и особый метод препарирования реальности параллельно привычному положению вещей. Видеозарисовки Романа Мокрова — это меткое высказывание о природе и состоянии души, о поиске туриста внутри скучающего оседлого аборигена, но в первую очередь — о том, как двигаться вопреки контексту и признавать значимое и интересное там, где остальные отведут взгляд.

Роман Мокров — художник, фотограф. Родился в 1986 году в городе Электроугли, Московская область. Oкончил Московский государственный областной университет (2010, магистр психологии), Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (MMOMA) и Институт проблем современного искусства (ICA Moscow) в 2011. С 2013 года учится в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. В 2012 году с работой "Бесконечная история" вошел в число финалистов и получил специальную премию Всероссийского конкурса в области современного искусства "Инновация", а также специальное упоминание жюри международного фестиваля видеоарта "Сейчас&Потом’12". Номинант премии Кандинского ("Молодой художник.Проект года") 2012 году и премии Сергея Курёхина 2013 году в номинации "Лучший медиа-объект".

Персональные выставки: "Немосква" (2012, Московский музей современного искусства), "Судьба человека" (2012, галерея "Триумф", Москва), "Защитные экраны" (2013, галерея "NinaDue", Милан). Также участвовал в ряде групповых выставок в ГЦСИ, ЦДХ, ММСИ, ЦВЗ "Манеж" и Государственной Третьяковской галерее.

4 декабря — 12 января 2013

ЦВЗ "Манеж", Манежная пл., д.1

Место проведения: Центральный выставочный зал "Манеж", Медиатека Музея экранной культуры "Манеж/МедиаАртЛаб".