ПРОВМЫЗА

ПРОВМЫЗА - объединение, получившие название от фамилий, входящих в него художников, создано в 1998 году. 

Галина Мызникова родилась в 1968 году в Горьком (ныне Нижний Новгород). Окончила Архитектурно-строительный институт им. Г. Чкалова в Горьком. В 1993–1996 годах работала на Нижегородском телевидении, была автором и режиссером (совместно с Сергеем Проворовым) программы «ОСТВ» («Очень Странное Телевидение»). С 1993 года занимается созданием экспериментального игрового кино (совместно с Сергеем Проворовым). 

Сергей Проворов родился в 1970 году в Горьком (ныне Нижний Новгород).  Область его профессиональных интересов в искусстве представлена жанрами видео- и аудиоарта, перформанса и инсталляции. Помимо технологического и акционного направлений Сергей Проворов активно занимается визуальной поэзией и графикой, выполняемой авторским способом с применением термического воздействия. Автор и режиссер ряда короткометражных фильмов, среди них: «Движение» (1993, 4 мин.), «Оффенбах» (1993, 5 мин.), «Демонтаж» (1994, 25 мин.), «Линия. Структура» (1994, 13 мин.), «Гравюра» (1995, 4 мин.), «Работа и быт» (1996, 15 мин.), «Конструкты и материалы» (1997, 4 мин.), Counting the harvest (1998, 4 мин.), «Охотник Иван Беллилединов» (совместно с видеогруппой «Подрядчик», 1999, 22 мин.), 20.21 (Россия — Швеция, 1999, 23 мин.).  Сергей Проворов — автор около трех десятков произведений бук-арта, более 200 графических листов. Его аудиоработы исполнялись на радиостанциях: Rendezvous (Нижний Новгород), Ermatel (Новосибирск), ORF (Вена). В 1998 году стал обладателем стипендии на производство фильмов и аудиоработ (Kulturkontakt, Вена). 

Художники Арт-группы ПРОЫМЫЗА работают в различных областях современного искусства: видео-арт, экспериментальное кино, фотография, инсталляция. В их арсенале более двух десятков фильмов, принявших участие в многочисленных международных фестивалях и отмеченных различными призами, такими как Tiger Award for Short Film 38th International Film Festival Rotterdam, Gran Premio for the Best Competing Film 25th Asolo International Art Film Festival, Best Experimental Film 15th Chilean International Short Film Festival, Best Art Film 5th «Imaginaria» International Film Festival /Conversano, Italy/ и др. 

В 2009 году видеоработа ПРОВМЫЗЫ «Отчаяние» удостоена Tiger Award на 38-м международном кинофестивале в Роттердаме. В 2010 году ПРОВМЫЗА получила Гран-при премии в области современного искусства им. С. Курехина за работу «Три струнных квартета для одного видео» (2009–2010). Участники лонг-листов премии Кандинского 2007 (видеоинсталляции «Фуга» и «Три сестры»), 2008 (видеоинсталляция «Отчаяние»), 2009 годов (видео «Капель», все — в номинации «Меда-арт. Проект года»). Номинанты премии «Инновация»-2006 в номинации «Произведение визуального искусства (видеоинсталляция «Фуга»). Произведения художников были представлены в павильоне России на 51st Venice Biennale, KunstFilmBiennale (музей Людвига, Кёльн), Hors Pistes (Центр Жоржа Помпиду, Париж), Biennial of Moving images (Центр Сен-Жерве, Женева), Montevideo Biennial /Banco Republica del Uruguay, Montevideo/, Московское Биеннале современного искусства и других известных событиях. Режиссёрская работа «Воодушевление» («Inspiration») стала частью конкурсной программы «Orizzonti» 67-ого Венецианского кинофестиваля, а фильм «Вечность» («Eternity») был приглашён директором 12-ого Римского кинофестиваля Марко Мюллером в программу «Cinema XXI» . В 2011 году совместный с композиторами (А.Шмурак, Г.Дорохов И А.Наджаров) проект «Три струнных квартета для одного видео» был отмечен Гран-При Национальной премии в области современного искусства им. С. Курёхина /С.Петербург, Россия/. За концепцию и постановку оперы «Марево» (композиторы: Кирилл Широков, Марк Булошников) художественный дуэт получил главный приз Национального конкурса в области современного искусства «Инновация-2012» в номинации «Произведение визуального искусства». 

Вместе с тем, что работы ПРОВМЫЗЫ выставляются по всему миру, они одновременно — завсегдатаи кинофестивалей. 

В 2005-м они представляли на Венецианской биеннале свою тактильную инсталляцию: заходивших в павильон людей буквально сдувал ветер, вызывая у них ощущение тревоги и смятения.

Ветер — сквозной мотив, возникающий во многих работах ПРОВМЫЗЫ. Художники работают на территории, где властвует неустойчивость и смятение. Неустойчивость эта иногда находит буквальное выражение. Например, в «Трех сестрах» дети стоят у окна, пытаясь удержать равновесие и решиться на шаг вперед (в нижегородском «Арсенале» эта работа проецировалась в проеме стены на головокружительной высоте). 

Группа ПРОВМЫЗА. Три Сестры, 2-х канальная видео инсталляция, 2005

ПРОЫМЫЗА: «Человек поставлен в вынужденную ситуацию. Ему необходимо сделать выбор. Но право выбора оказывается иллюзорным: он вынужден сделать шаг вперед, так как физически устоять невозможно. Обязательным условием инсталляционного существования проекта является адекватное вписывание в пространство, нахождение естественного места инсталлирования: маленькие дети прыгают с большой, опасной высоты. Место инсталлирования должно вызывать соответствующее эмоциональное переживание, внешние факторы очень важны и значимы. Подобно трём сёстрам из чеховской пьесы, дети стоят перед выбором. Им предоставлено право сыграть степень значимости своего решения, чреватого серьёзными последствиями. Для детей это некое театральное выступление, момент соревновательности и, наконец, элемент забавы. Но детское поведение таково, что их действия балансирует на грани «игра-жизнь». Современная художественная интерпретация чеховской пьесы заключается в перформативной поведенческой стратегии. Дети разыгрывают перформанс, который похож на театральную игру. Формальная сторона проекта находиться на грани игрового кино, театра, и художественного действия, разыгрывающего реальную ситуацию.Подобное смешение жанров позволило нам углубить и обострить ситуацию, тематизируемую в перформансе».

В одном из самых известных видео ПРОВМЫЗЫ «Скользкая гора» люди скатываются с холма, тщетно карабкаются вверх и снова падают.

Группа ПРОВМЫЗА. Скользкая гора. 2004, 6 минут.

У «Воодушевления» литературная основа — общая атмосфера позаимствована из рассказа Андрея Платонова «Происхождение мастера». В картине  группа людей с лицами, скрытыми под распущенными длинными волосами, ищет и находит некое существо в глубине реки Керженец. Работа вошла в программу 67 Венецианского кинофестиваля.

ПРОВМЫЗА очень последовательна в своем творчестве: в «Воодушевлении» сходятся мотивы и образы большинства их предыдущих работ. Вместе с «Отчаянием» «Воодушевление» образует загадочную дилогию о смерти; эстетика схожая: широкие просторы и неопознанные люди, бредущие по бескрайнему пространству. В кадре появляются и птицы, регулярно возникающие в работах ПРОВМЫЗЫ. В одном из эпизодов практически дословно цитируется «Скользкая гора», встраиваясь в общую структуру картины.

Кадр из работы группы ПРОВМЫЗА "Воодушевление"

«Марево» — опера про смерть, не то чтобы зритель ее наблюдал, он ее переживает. Действие оперы происходит на месте только что случившейся автокатастрофы, в которую попали главные действующие лица оперы. Помимо четверых членов семьи, по воле случая в катастрофе погибают собака, два голубя и куст, в который по всей видимости врезалась машина. В своих ариях, персонажи по очереди повествуют о своих последних делах, поступках, ощущениях жизни, из которой они совсем недавно выбыли. 

«ПРОВМЫЗА»: «Тема смерти неминуемо затрагивает религозные аспекты. В отличие от церковных канонов, где место в иконостасе занимают определеные библейские и историческе персонажи, здесь происходит выстраивание нового визуального “алтаря”, новой картины, стремящейся к вертикали, в центр которой поставлен куст как некий субъект низшего эмоционального порядка. “Иконостас” выстраивается постепенно и медленно, просходит некая десемантизация канонических образов. В самую верхнюю точку “иконостаса” ставятся погибшие птицы, наиболее близко подходящие к понятию Вознесения. Момент Воскрешения-Вознесения также обыгрывается в сцене с электрическим подъемником. Когда девочка пытается аниминировать голубей, поднявшись на нешуточную высоту, таким образом пытаясь приблизить птиц к небесам, к более привычной для них среде. Неслучайно в опере фигурирует дуалистический персонаж, выполняющий функции рабочего — Бога. Все, что происходит в спектакле, делается под его руководством: это он зажигает и гасит лампу, он поднимает животных на “иконостас” и распирает куст, и если его начальные действия естественно отсылают к позиции рабочего сцены , то финал — открытие окна — говорит об иной его ипостаси, а именно трансцендентности. По своей сути именно этот странный персонаж является главным персонажем оперы, без него не было бы не только оперы, но и не было ничего в мире, только темнота, которая тоже является его вымыслом».

В видеоработе «Вечность»  предстает постиндустриальные ландшафты, по которым путешествует девочка, противостоящая бесконечному разрушению окружающего ее мира.

Группа ПРОВМЫЗА. Кадр из видео "Вечность". 2011. 36 мин. 

Вечность в системе культуры понимается как нечто трансцендентное, что выходит за границы умопостигаемой области. Обстоятельства, пожирающие жизнь, и существа, которым не полагается конца, метафорически сталкиваются в проекте «Вечность». Метафора Вечности – это маленькая девочка, ментально противостоящая и сопротивляющаяся разрушающей силе и всегда побеждающая ее. Такова Вечность существа абсолютного, вневременного.

Интервью Арт-группы "Провмыза": "Наиболее верное восприятие - на ощупь"

Источники: 

www.artguide.com

- Мария Фомина. Статист и смерть.

-9000.ncca-kaliningrad.ru/?artist=provmyza

- Борис Нелепо. kinote.info