Энди Нижинский: "Мне кажется, художник не обязан спасать мир"

Art Узел поговорил со студентами университета Голдсмитс, о том, как выстроена программа обучения в университете и о том, что они думают о российском современном искусстве. Молодые европейские художники приехали в Москву в рамках программы по обмену студентами между ИПСИ (Институт Проблем Современного Искусства, Москва) и Goldsmith (University of London). В завершении цикла интервью мы публикуем беседу с Энди Нижинским (Andy Nizinskyj).

Энди, расскажи о себе.

- Я занимаюсь современным искусством с 16 лет, с тех пор как начал учиться в колледже. Потом поступил в магистратуру. Наверное, я всегда интересовался искусством, если так можно назвать такое обычное занятие как рисование, которое я любил с детства. Сколько себя помню, я рисую предметы вокруг себя, или мультяшек и пр.

У меня есть магазин на e-bay. Это, как мне кажется,  относится к биографическим данным, поскольку все, чем ты занимаешься, помимо самого искусства, имеет к этому отношение. Так вот, магазин — это моя повседневная работа. По сути, она позволяет платить по счетам. 

В каких направлениях ты работаешь?

- Я работаю, в основном, со скульптурой, иногда делаю видео и рисую, чаще всего акварелью. Наверное, это не описывает, каким искусством я занимаюсь, скорее, характеризует используемые мной техники. 

Я скажу, каким искусством я не занимаюсь – альтруистическим, что часто ожидают, почему-то. Мне кажется, художник не обязан спасать мир. Если он хочет - хорошо, он может сделать вклад в спасение мира, но я не поэтому стал заниматься искусством. Меня всегда интересовали изображения, предметы и материалы. Наверное, можно сказать, что мое искусство материально. Мне нравится создавать красивые объекты, у которых есть концепция. Для меня важны и идеи, стоящие за работой, и красота объекта. Мое искусство концептуально, но в то же время материально. 

Как выстроена программа обучения в университете Голдсмитс? Какова отличительная черта университета?

- Программа в университете Голдсмитс очень гибкая. При этом она строгая, поскольку поощряется критика. Это хорошо. Нам часто говорят, очень правильно, что после окончания университета ты окружен друзьями или коллегами, которые не всегда стремятся сказать, что они на самом деле думают о твоей работе. В Голдсмитс все стараются критиковать работы в максимально возможной степени. Как правило, это приносит тебе пользу. В программе большое внимание уделяется теоретической составляющей. Нам читают лекции. В прошлом году нам очень много рассказывали о спекулятивном реализме, который уже слишком «прошлогодний», если вы понимаете, о чем я. У нас одна лекция и один семинар в неделю. В остальное время, как предполагается, ты занимаешься искусством. У нас есть учебные руководители, но система выглядит следующим образом: ты занимаешься своей работой, а они периодически встречаются с тобой и рассказывают о том, чем ты занимаешься, эффективна ли твоя работа. Также, в течение года, мы пишем эссе. Одна из отличительных черт университета — это объем критики, с которой ты сталкиваешься. Может быть, поэтому, кажется, что мы слишком критичны к вашим работам (смеется). Извините.

Факультет искусств известен тем, что среди его бывших учеников есть немало известных людей, как на тебя это влияет?

- Гэвентерк— один из известнейших художников, закончивших Голдсмитс, но он почему-то скрывает этот факт, говоря, что учился в Королевском колледже искусств. Наверное, он хочет сыграть на том, что не получил степень магистра в этом колледже - его завалили. Энтони Гормли, Стив Маккуин, Джулиан Уиаринг, не хотел называть Деймиана Херста, но его все знают. Майкл Лэнди.

Коммерческий успех сейчас не важен для меня, но когда мне было 16 лет, это имело значение. Мне кажется, в подростковом возрасте все думают о гламуре мира искусства. А может быть, и не все о нем думают, и дело просто в том, что я был недалеким человеком в 16 лет. Конечно, со временем большее значение приобретает твоя работа, а не амбиции, связанные с арт-рынком, которые, совершенно не связаны с процессом творчества. Это две разные вещи. Меня можно было бы обвинить во лжи, если бы я сказал, что у меня нет амбиций, связанных с арт-рынком. Все студенты Голдсмитса, которые говорят, что не хотят стать успешными художниками –  лгут. 

Почему ты решил поехать в Россию?

- Есть ряд причин, по которым я хотел поехать в Россию. Самое важное — это новые впечатления, возможность увидеть, какой у студентов здесь подход к образованию. Особенно интересным было то, что когда мы обсуждали права человека, на днях, другие ребята из Голдсмитса были очень расстроены тем, что русским студентам не интересны права геев. Считаю, что права людей, отличающихся от нас так же важны, потому что мы все люди и должны заботиться друг о друге. Меня поразило отношение к данному вопросу многих русских студентов. Оно меня не разозлило, а поразило. Было интересно попытаться понять, с чем связано такое апатичное отношение. Это прекрасно иллюстрирует то, почему я хотел побывать в России. Также интересна разница между тем, как вы представляете свои работы, и тем, как это делают в Голдсмитсе. 

Новые впечатления очень важны. Когда проводишь много времени с людьми из другой культуры (я это понял, когда жил какое-то время в Штатах), учишься уважать их образ жизни и мышление. Кроме того, мои бабушка и дедушка из Украины, поэтому я подумал, что было бы здорово поехать в Россию. Тем более, что нас пригласили на дачу, а мои бабушка с дедушкой работали в поле. 

Каким ты видишь современное искусство в России?

- К сожалению, я пока еще не видел Москву (поеду позже, после Летней школы). Я знаю, что российское искусство, представленное к галерее Саачи, не отражает реальную ситуацию в российском современном искусстве и сильно отличается от того, что можно увидеть в Гараже или на Электрозаводе. Но на данный момент, у меня единственное представление.

Интервью: Ирина Кравчина

Перевод: Юстиния Хохлова

Фотограф: Саша Карелина