Неформальное искусство /art informel

от /фр./ informe - бесформенное (в 1946 использовал Дюбюффе)

В 1951 М.Тапье трансформировал его в informel (информель) - неформальное, неофициальное

Период 1945-1950-е

Неформальное искусство, стало развиваться в послевоенные годы. Оно не однородно и представляется, скорее, множеством стилевых вариаций, в каждой из которых, превалирует что-то одно: материал, знак, жест или пятно. Понятие Неформальное искусство, которое Дюбюффе использовал впервые в своем "Каталоге для любителей всех жанров" (Prospectus aux amateurs de tout genre) 1946 года, определяло точное происхождение всего направления, связанного с различного рода материалами. Жизнь опустошенной войной Европы, груды тел в концентрационных лагерях и последствия бомбардировки Хиросимы - оказали сильное воздействие на образный строй неформальной живописи ранней поры. Художники используют случайно возникающие эффекты (пятна и т.д.), они отрицают важность рисунка, технического мастерства и вообще традиционную концепцию живописи, которая культивирует идею законченного произведения, которое художник создает при помощи предварительных этюдов и эскизов. Для них характерны: спонтанность жеста, экспрессивное употребление материалов; отказ от воспроизведения предмета в пользу выражения сюжета, то есть самого художника. Для Тапье, стержнем неформального искусства, были "темперамент" и "горячность", затем он пришел к новому понятию - другое искусство. Оно характеризовалось "иной морфологией" и вызывало у зрителя "экстаз", "деменцию" и "чувство опасности".

Художники: Жан Базен (Jean Rene Bazaine), Альберто Бурри (Alberto Burri), Жан Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet), Жан Фотрие (Jean Fautrier), Ханс Хартунг (Hans Hartung), Альфред Манесье (Alfred Manessier), Жорж Матье (Georges Mathieu), Анри Мишо (Henri Michaux), Пьер Сулаж (Pierre Soulages), Антони Тапиес (Antoni Tapies), Эмилио Ведова (Emilio Vedova).

Тексты: М.Тапье "Другое искусство", 1952; Ж.Полан "Неформальное искусство", 1962; Э.Криспольти "Неформальное искусство: история и поэтика", 1971.

См. также статьи: Сюрреализм, Абстрактный экспрессионизм, Ар брют, КоБрА, Атомное искусство, "Гутай", Монохромное искусство.

Описание некоторых произведений:

Альберто Бурри "Мешок 5Р", 1953. Холст, виниловый клей, мешковина, акрил, ткань. Читта ди Кастелло, Фонд Палаццо Альбицини. Произведение относится к циклу "Большие мешки", над которыми Бурри начал работать в 1952 году. "Мешок 5Р" демонстрирует композиционное равновесие, найденное художником в экспериментах с материалами в циклах, названия которых отражают способ их создания или исходное вещество: Смола, Плесень, Мешки, Горение, Арматура, Дерево, Трещины. Потрепанная временем мешковина из джута, возвысилась до статуса картины. Разрывы, стыки, швы и заплатки - заменяют собой элементы живописного изображения. Композиция состоит из плоскостей и вставок. Текстура, бесформенность мешка, морщины и складки ткани в сочетании с пятнами красной и розовой краски, наделяют "Мешок 5Р" в равной степени визуальными и тактильными качествами.

Альберто Бурри "Мешок 5Р", 1953. Холст, виниловый клей, мешковина, акрил, ткань

Жорж Матье "Дань уважения генералу Хидеёси", 1957. Осака. Фотография акции. Это был первый европейский художник, превративший процесс создания картины в перформанс. Одна из его памятных акций происходила в 1956 году в парижском театре Бернхардт: в течении получаса, он написал картину размером 12 на 4 метра. "Я приехал в Токио в начале сентября 1957 года, - рассказывал Матье, - чтобы сделать за три дня 21 картину". Художник был приглашен группой "Гутаи". В кимоно и с босыми ногами, он работал на глазах у публики. На фотографии он выпачкан в краску и погружен в картину всем телом. Для художника "быстрота выполнения" и "импровизация" были средствами достижения свободы и абсолютной спонтанности жеста. Линии и пятна в его живописи - траектории энергий руки и тела. Эта живопись связана с традициями восточной каллиграфии и ритуалами боевых искусств.

Жорж Матье "Дань уважения генералу Хидеёси", 1957. Осака. Фотография акции