КоБрА /CoBrA

Период 1948-1950

Название художественного движения, было придумано в 1948 году Кристианом Дотремоном (Christian Dotremont). CoBrA - это акроним названий первых букв городов Копенгаген (Co), Брюссель (Br) и Амстердам (A), которое возникло в Париже, как союз группы "Рефлекс" (Reflex) из Амсердама, Бельгийских сюрреалистов-революционеров и группы "Хёст" (Høst) из Копенгагена. КоБрА вернула к жизни идею группировки и стратегию авангарда. В очевидной близости к экспрессионизму, сюрреализму и ар брют, живописная система КоБрА возвращалась к иконографии примитива, народного и детского творчества, используя фантастические образы. Им присущи полуабстрактные полотна с яркими цветами, искажённые человеческие фигуры, вдохновлённые первобытным и народным искусством. Искушенное в повседневности, художественных экспериментах и сопоставлениях, искусство КоБрА стремилось стереть границу между творчеством и жизнью. По такому сценарию проходило открытие Мастерских дю Маре в Брюсселе, основанных Алешински, как "общий дом", а также многочисленных общих квартир (временных жилищ). Их покрытые росписями стены, составляли альтернативную модель рациональному единству традиционного жилья, но именно эту модель, Йорн назвал "архитектурой жизни".

Художники: Карел Аппель (Christiaan Karel Appel), Констан (Констан Антон Ньювенхейс /Constant Nieuwenhuys), Корнейль (Гильом Корнелис ван Беверлоо /Corneille, Guillaume Cornelis van Beverloo), Асгер Йорн (Asger Oluf Jorgensen), Жозеф Нуаре (Joseph Noiret), Пьер Алешински (Pierre Alechinsky), Jean-Michel Atlan, Ejler Bille, Eugene Brands, Pol Bury, Оливье Стребель (Olivier Strebelle), Lotti van der Gaag, William Gear, Stephen Gilbert, Svavar Guðnason, Henry Heerup, Egill Jacobsen, Edouard Jaguer, Aart Kemink, Люсеберт (Любертус Якобус Свансвейк /Lucebert, Lubertus Jacobus Swaanswijk), Jorgen Nash, Joseph Noiret, Jan Nieuwenhuys, Erik Ortvad, Andrea de la Devix, Pieter Ouborg, Carl-Henning Pedersen , Anton Rooskens , Рауль Юбак , Theo Wolvecamp, Jacques Calonne, Хьюго Клаус, Christian Dotremont, Jacques Doucet.

Выставки: 1949, Амстердам, Стеделийк Музеум; 1951, Льеж, Дворец изящных искусств.

Журналы: "Petit CoBrA", "CoBrA". Тексты: А.Йорн "Трактат о пингвинах", 1949; Констан "Свершить переворот - наше желание", 1949.

Музей группы КоБрА в Амстелвене

См.также статьи: Экспрессионизм, Сюрреализм, Неформальное искусство, Ар Брют, Ситуационистский Интернационал.

Описание некоторых произведений:

Карел Аппель "Questioning Children (Спрашивая детей)", 1949. Дерево, смешанная техника. Лондон, Галерея Тейт. Для Аппеля писать картину, значит "разрушать то, что существует". Он говорил: "Я всегда пытался создать не картину, а фрагмент самой жизни: это зеркало, ночь. Это – ребенок или тигр за прутьями решетки". Картина, названная художником "Спрашивая детей", таким образом, превращается в цепь вопросов, задаваемых себе самому, живописи, ее материалам. Аппель создает картину, как ассамбляж. Он чередует плоскости и объемы, дополняет их цветом. Круглый спилок дерева и обрубок с шершавой корой превращаются в лица. Отходы становятся материалом, вновь годным к употреблению и к новой жизни. Формы и колорит работы, ассоциативно отсылают к двум источникам: рисункам детей и иконографии тотемов. На их преемственную связь и указывает свободный от эстетических принципов авторский замысел.

Карел Аппель "Questioning Children (Спрашивая детей)", 1949