Музей современного искусства: Департамент труда и занятости
Актуализация идеологии труда в современном искусстве в первую очередь связана с попыткой удержать критическую дистанцию по отношению к обществу тотального потребления, где доминирует навязчивая идеология отдыха. Это общество, казалось бы, уже не нуждается в свободных художниках, если они не выполняют функции оформителей, не интегрируются в индустрию развлечений и не обслуживают существующие институции на правах «пролетариев» умственного труда.
В постиндустриальную эпоху искусство становится подобием «тяжёлой индустрии» и производит дурную бесконечность художественных подделок независимо от реальных проблем глобального общества или локальных обществ. Свободный художник сегодня обречён на постоянный поиск занятий, случайных и ситуативных, которые напрямую уже не связаны с традиционным ремеслом, индустриальным производством или даже постиндустриальным потреблением. Подобно художникам Раннего Ренессанса современный художник существует в зазоре между «церковью» и «деньгами» и испытывает двойное давление как со стороны институций современного искусства, выполняющих функция «церкви», так и со стороны финансовых структур.
В поисках работы художник вынужден осваивать новые или промежуточные сферы, рискуя потерять автономию своего высказывания и, в конечном счёте, потерять статус свободного художника. Но в настоящее время нарушить автономию искусства означает остаться в его пределах. И выход в реальность как попытка преодолеть тотальное отчуждение позволяет вырваться из круга модернистских клише.
Цель проекта – проследить историю труда в советском и постсоветском искусстве от индустриальных до нематериальных форм в период с 1960-х до 2000-х годов и показать, как менялись представления о труде и способы его репрезентации в процессе развития новых художественных практик. Выставка «Департамент труда и занятости» даёт возможность охарактеризовать типы художественного производства и формы занятости художника в современном обществе.
В исторических разделах экспозиции произведения советского периода, связанные с традицией «сурового стиля», а также макеты и демонстрационные планшеты, в разное время созданные художниками Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), будут сопоставлены с работами современных авторов, которые обращаются к индустриальной и производственной тематике в новейший период. А концептуальные акции 1970-1980-х годов будут показаны в контексте фотоотчётов о коммунистических субботниках, взятых из архивов Третьяковской галереи.
В официальном искусстве 1960-е-1970-х годов решались проблемы репрезентации физического и умственного труда, в то время как художники-концептуалисты развивали стратегии нематериального производства или симулировали общественно-полезный труд в соц-артистских акциях. В 1980-е годы в процессе девальвации трудовых отношений возобладали «досуговые» формы искусства, за которыми последовал отказ от производства вещей в пользу производства аффектов.
В ситуации 2000-х наблюдался возврат к материальному труду с многочисленными обращениями к индустриальной культуре 1960-1970-х годов. Во многом этот возврат был связан с желанием преодолеть нарастающее отчуждение от трудовых процессов и вернуться к «серьёзной работе» после постмодернизма. Вместе с тем молодые художники начали осваивать новые формы нематериального труда, такие как наблюдение, программирование, обмен и почувствовали себя «пролетариями умственного труда» в люмпенизированном обществе потребления.
В настоящее время процесс создания художественных произведений – это открытая система, которая может включать в себя сразу несколько способов материальной и нематериальной «обработки» художественного материала – ремесленный, промышленный, природный, компьютерный, концептуальный и многие другие.
Специальный раздел выставки будет посвящён проблемам выхода за территорию искусства со стороны художников и вхождения на территорию искусства со стороны представителей других специальностей – хирургов, физиков, биологов. В этом разделе будут показаны формы сотрудничества между художниками и «не-художниками», которые занимаются разработкой новых способов производства искусства.
В период проведения выставки будет действовать программа по решению проблем трудоустройства творческих лиц, организованная Институтом по трудовому перевоспитанию художников-модернистов Александра Меламида. В рамках программы, организованной совместно с Институтом проблем Современного Искусства, художники смогут приобрести дополнительную специальность слесаря-сантехника под руководством квалифицированного специалиста. В результате практических занятий учащиеся смогут присоединить писсуар Марселя Дюшана как эталонный образец современного искусства к канализационным системам Третьяковской галереи.
Проект «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости», показанный в стенах Третьяковской галереи, предполагает, что на время работы выставки традиционный музей не будет восприниматься как привычное место хранения и демонстрации «шедевров» и станет местом производства искусства и продуцирования художественных смыслов.
Кураторы: Кирилл Светляков, София Терехова
Участники: Константин Аджер, Валерий Айзенберг, Надежда Анфалова, Мария Арендт и Михаил Алшибая, Наталья Арендт, Владимир Архипов, Иван Бражкин, Сергей Братков, Дмитрий Демский, Ольга Ефимова, Арсений Жиляев, Вадим Захаров, Наталья Зинцова, Максим Илюхин, Ирина Корина, Таисия Короткова, Андрей Кузькин, Влад Кульков, Михаил Лылов, Диана Мачулина, Александр Меламид, Роман Мокров, Антон Ольшванг, Анатолий Осмоловский, Аркадий Петров, Николай Полисский, Александр Повзнер, Андрей Пригов, Тимофей Радя, Максим Роганов, Анастасия Рябова, Таир Салахов, Хаим Сокол, Александр Соколов, Витас Стасюнас, Ростан Тавасиев, Ольга и Олег Татаринцевы, Авдей Тер-Оганьян, Анна Титова, Илья Трушевский, Виктор Умнов, Ольга Чернышева, Антон Чумак, Стас Шурипа, Влад Юрашко, группа «Art Business Consulting», группа «Recycle», группа «Гнездо», группа «За Анонимное и Бесплатное Искусство», группировка «ЗИП», группа «Коллективные действия», группа «Куда бегут собаки?», группа «Мыло», группа «Новые тупые», рабочая группа «Что делать?».
23 сентября 2013 — 1 февраля 2014
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Адрес: город Москва, Крымский Вал, 10