Пайк Нам Джун

Нам Джун Пайк родился 20 июля 1932 года в Сеуле, Корея, умер в 2006 году – американо-корейский художник, основатель видеоарта. У пайка было два старших брата и две старшие сестры. Его отец был владельцем крупной фирмы по производству текстиля. В юности Пайк обучался на классического пианиста. В 1950 году Пайку и его семье пришлось бежать из своего дома в Корее во время Корейской войны. Сначала они переехали в Гонконг, а позже – в Японию. Через шесть лет Пайк окончил Университет в Токио, где он написал диссертацию о композиторе Арнольде Шенберге.  

Затем Пайк переезжает в Германию, где изучает историю музыки с композитором Трасибулосом Георгиадесем в университете Мюнхена.  Во время учебы в Германии Пайк встретил композиторов Карлхайнца Штокхаузена и Джона Кейджа, и концептуальных художников Джозефа Бойса и Вольфа Фоштелла, которые вдохновили Пайка на работу в области электронного искусства. 

Нам Джун Пайк присоединился к движению неодада, известному как флюксус, находился под влиянием композитора Джона Кейджа и его идей использования повседневных звуков и шумов в музыке. В 1959 Пайк представил композицию Hommage a John Cage. Этот перформанс сочетал заранее записанную композицию со звуками на сцене, которые создавали люди, курица, мотоцикл и разные объекты. В одном из хепенингов Пайк выгуливал скрипку на веревочке, словно собаку. Так же Пайк проводит перформансы, связанные с живописью, например, Zen for head, 1962 – Дзен для головы. Это отсылка к дзен-буддизму – Пайк на свой лад занимается классической дзен каллиграфией, он прочерчивает свиток своей головой, предварительно окунув ее в краску. 

Zen for film, 1962 – первая технологическая работа. Неотснятая кинопленка проектировалась на экран, таким образом, транслировалось белое пятно  – ничто – фильм складывался из случайных теней от проходящих людей и проекций пыли на пленке. 

Zen for TV, 1963 – художественно расстроенный телевизор, транслирующий только полосу. Изображения нет – чистый сигнал, важна сама природа телетрансляции, не картинка. 

В 1963 году состоялась первая выставка, в которой участвовал Нам Джун Пайк - Exposition of Music-Electronic Television, на которой были представлены музыкальные инструменты и инсталляция из двенадцати телевизоров. Музыкальные инструменты были художественно разломаны, а Пайк использовал магниты для изменения и искажения изображений на экране телевизоров: большой магнит можно было двигать, создавая абстрактные узоры. Таким образом, телевизоры становились видимыми, в отличие от того, когда транслируется шоу –  тогда телевизор не зрим. 

Moon is the oldest TV, 1965 – Пайк выстраивает линию из 12 телевизоров, каждый из них показывает одну из фаз луны. Это идея вечного порядка вещей, смотреть на телевизор – то же, что смотреть на огонь или луну.

Пайк начал инкорпорировать телевизоры в серию скульптур, изображавших роботов. Ранние работы такого плана были сконструированы преимущественно из кусков проволоки и металла. Самая первая инсталляция робота – Robot K-465, 1965. Позднее роботы включали радио и телевизоры. Некоторые скульптуры включали один монитор, другие использовали серию мониторов. 

В 1964 Пайк переехал в Нью-Йорк и начал сотрудничать с виолончелисткой Шарлоттой Мурман (Charlotte Moorman), сочетая видео, музыку и перформанс. Вместе они делают музыкальный перформанс – Opera sextronique, 1967. Шарлотта играла на виолончели топлес – как знак свободы, освобождения. Этот перформанс был запрещен, а Шарлотта – арестована. Через два года, в 1969, Пайк и Шарлотта делают перформанс –TV Bra for Living Sculpture, в которой Шарлотта надела бюстгальтер из маленьких телевизионных экранов – идея возвращения технологии к природе. А в 1971 году в перформансе TV Cello телевизоры были составлены таким образом, что по форме напоминали виолончель. Когда Шарлотта проводила смычком по "виолончели", на экранах возникали образы ее и других виолончелистов. 

В 1974 Пайк создает одну из самых знаменитых работ — инсталляцию ТВ-Будда: статуя сидящего Будды обращена к собственному изображению на телевизионном экране, которое передается с видеокамеры, направленной на Будду. Это переживание чистого прямого времени. Каждый раз, когда данная инсталляция выставляется в галерее, она выглядит по-новому, что зависит от вкусов и возможностей галерей. Будда может быть дешовой статуэткой из сувенирной лавки, а может быть тысячилетней скульптурой, и телевизор может быть старым, либо суперплазмой. Каждый раз происходит изменение смысла. 

В 1965 компания Сони (Sony) представила Portapak — первую портативную видеокамеру. Пайк купил её, с этого момента художник мог снимать и записывать свое видео. Первым видео Пайка стала запись пробки, созданной кортежем Папы Павла VI, художник записал парад и позднее вечером показал друзьям в Cafe a Go-Go.

Пайк был приглашен участвовать в нескольких экспериментальных семинарах, включая один в WGBH в Бостоне, а другой в WNET в Нью-Йорке. Его первой работой в WGBH был видео коллаж, поднимавший вопрос о том, кто контролирует опыт просмотра. Голос за кадром давал зрителям различные инструкции, например, закрыть или открыть глаза, а в конечном итоге — выключить телевизор. В WGBH Пайк и инженер Шуя Абе (Shuya Abe) построили первую модель видеосинтезатора, который создавал абстрактные изображения. Пайк использовал синтезатор для сопровождения рок-н-ролла в Video Commune и иллюстрации  Четвёртого фортепианного концерта Бетховена. В WNET Пайк закончил серию коротких фрагментов, The Selling of New York, которые сравнивали пропагандируемый образ Нью-Йорка и реальную жизнь города. Global Groove, созданный с Джоном Годфри (John Godfrey), открывался вступлением: «видео пейзаж завтрашнего дня, когда вы сможете переключиться на любую станцию Земли и тв программы будут толстыми как телефонная книга Манхэттена».  Дальше следовала быстрая нарезка с кадрами рок-н-ролла, Аллена Гинзберга, Шарлотты Мурман, восточной танцовщицы, Джона Кейджа, барабанщика Навахо, спектакля. Изображение было модифицировано наложением образов. Смена слов и движений, переключение фона создавали ощущение смешения времени и пространства.

В работе Positive Egg изображение яйца на серии мониторов увеличивается в размере до тех пор, пока образ на экране не становится абстрактной неузнаваемой формой. В Video Fish (1975), серия аквариумов с рыбками размещена перед серией мониторов, на которых демонстрируется изображения рыбок.

Ретроспектива работ Пайка прошла в Whitney Museum of American Art весной 1982. Во время празднования нового года 1 января 1984, в эфире прошла передача Good Morning, Mr. Orwell, прямой эфир между Нью-Йорком, Центром Помпиду в Париже и Южной Кореей. С участием Джона Кейджа, Сальвадора Дали, Лори Андерсон (англ.)русск., Джозефа Бойса, Мерс Каннингем (Merce Cunningham), Аллена Гинзберга и Peter Orlovsky, George Plimpton и других художников. Пайк показал, что «Большой брат» Оруэлла не состоялся. 

В 1986 Пайк создал работу Bye Bye Kipling — запись, смешивающую события в Сеуле, Токио и Нью-Йорке. Двумя годами позже, в 1988, Пайк создал The more the better — башню из тысячи трех мониторов для Олимпийских игр в Сеуле.

Произведение 1995 Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii, находится в постоянной экспозиции Смитсоновского музея американского искусства, великолепный пример культурного критицизма. Этим произведением Пайк предлагает свои комментарии относительно американской культуры, одержимой телевидением, двигающимся образом и блестящими вещами. Пайк придумал идею Electronic Superhighway ещё в 1974, описав в тексте Media Planning for the Postindustrial Society. Многие ранние работы и тексты Пайка собраны Judson Rosebush в издании Nam June Paik: Videa 'n' Videology 1959—1973, опубликованной Everson Museum of Art в 1974.

Работа Something Pacific для коллекции Стюарта, стала первой постоянной инсталляцией Пайка под открытым небом. Это произведение непосредственно связано со своим расположением, которое включает вестибюль университетского медиа-центра и газоны, окружающие здание.

Часть инсталляции на улице включает разрушенные телевизоры, встроенные в ландшафт, некоторые — в паре с Буддами, а один, небольшой Sony Watchman, с миниатюрной фигурой «Мыслителя» Родена. В разительном контрасте с этим кладбищем телевизоров находится вестибюль медиа-центра. С помощью панели управления зрители имеют возможность манипулировать последовательностью записей Пайка и трансляций MTV. Как в большинстве произведений Пайка, в «Something Pacific» видео используется для двух разных опытов переживания времени — созерцание и мгновенная реакция. Пайк сделал телевизоры частью ландшафта, чтобы драматизировать свое убеждение в том, что телевидение определяет американский ландшафт со Второй мировой войны.

В TV Garden 120 телевизионных мониторов выглядят экзотическими цветами в пышном саду из 600 растений. Природа, технологии и искусство вступают в поэтический союз. 

Источники: 

Несимметричные подобия. Ирина Кулик. Лекция в цси Гараж

en.wikipedia.org