Новый реализм /nouveau realisme
от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970)
Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Пьер Рестани писал в 1961 году: " В современном контексте реди-мейды Марселя Дюшана... приобретают новый смысл. Они воплощают всю полноту жизни современного города, с его улицами, фабриками и серийным производством". Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи.
"Новый реализм" использовал внешние объекты, отдавая дань реальности своему времени. Эти художники ценили экспрессивные и коммуникативные возможности, заключенные в товарах, рекламе и отходах. Их работы тяготеют к эстетике "помойки". Чаще всего они представляют собой трехмерные формы, созданные как ассамбляж или спрессованные предметы (обычно в футляре), либо - двухмерные, выполненные с применением деколлажа.
С поп-артом и неодадаизмом их объединял типичный интерес к обществу потребления, а погруженность в повседневную жизнь, роднила с флуксусом (в последнем принимали участие Вотье, Сперри и Тингели). Позиция нового реализма в одно и то же время характеризуется критическим отношением к цивилизации потребления и стремлением к эстетическому осмыслению и музеефикации "товара".
Художники: Арман (Arman, Armand Pierre Fernandez), Сезар (Cesar Baldaccini), Кристо (Сhristo, Hristo Yavashev), Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймон Энс (Raymond Hains), Ив Кляйн (Yves Klein), Мартиал Райс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль Сперри (Daniel Spoerri, Daniel Isaak Feinstein), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tinguely), Бен Вотье (Ben Vautier), Жак де ла Виллегле (Jacques de la Villegle).
Манифест: "Манифест нового реализма", 1960
Выставки: 1960, Милан, Галерея Аполлинер "Новый реализм"; 1961, Париж, Галерея "J" "На 40° выше дада"; 1961, Ницца "Первый фестиваль нового реализма"; 1961, Париж, Галерея "Рив Друа" и Нью Йорк "Галерея "Дженис" "Новые реалисты".
См.также статьи: Реди-мейд, Дадаизм, Неодадаизм, Поп-арт, Флуксус.
Описание некоторых произведений:
Даниэль Сперри "Венгерская трапеза, или Ресторан галереи "J", Париж". Из серии "Картины-обманки", 1963. Дерево, различные предметы. Париж, Центр Жоржа Помпиду. Картина входит в серию "Картин-обманок", как объяснял сам художник, это "случайные ситуации, ... зафиксированные в определенный момент". "Венгерская трапеза" возникла в атмосфере перформансов "Рестораны", во время которых Сперри ненадолго превращал залы парижской галереи "J" в место, где едят. Зафиксировав все, что осталось на столе, - тарелки, столовые приборы, полупустые стаканы, остатки еды и прочее - художник располагает основу вертикально, превращая ее в "картину", которая закрывается футляром. Последний прием новые реалисты использовали постоянно, превращая в музейные предметы объекты и отбросы, рассматривая их как археологические или антропологические реликты современной городской цивилизации.
Даниэль Сперри "Венгерская трапеза, или Ресторан галереи "J", Париж". Из серии "Картины-обманки", 1963
Жан Тэнгли (Тингели) "Приношение (посвящение) Нью-Йорку", 1960. Ассамбляж из различных материалов. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Впервые представлена 17 марта 1960 года в Саду скульптуры Эбби Олдрича Рокфеллера в Нью-Йорке. Скульптура, а по сути ассамбляж - из предметов утиля и кусков упаковки, выглядела как огромный механизм. Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Треск, шум, выхлопы дыма были явной пародией на серийное производство с его рациональной организацией и продуктивностью. Машина, собранная из деталей и отходов, напоминала о неизбежном устаревании модных товаров и воспринималась как образ общества потребления, вывернутый наизнанку.