10 новых плохих работ

29.12.2015 - 16.01.2016 | Борей Арт Центр, СПб

29 декабря в петербургской галерее Борей открылась выставка  группы Паразит «10 новых плохих работ».

Практика создания плохих работ стала распространенной для искусства в целом. Миллионы художников совершенствуются в этой практике ежедневно, осознано или неосознанно. Искусство стало в определенной степени странным времяпровождением, а роль художника стала такой средней зоной, где миллионы людей могут себя обозначить как художник. Будь это выпускники многочисленных околохудожественных вузов, или же люди, выбравшие имя этой «профессии» по другим причинам. И основные причины мне видятся как нежелание занимать место на работах с ограничением свободного времени и выполнением работы на условиях заказчика. Выполнение ненужных работ — это практика с целью преодоления производства вещей, художественных изделий. Но сейчас становится ясно, что существование такого рода системы приводит к расширению зоны безнадежных работ, лишенных объективных характеристик, до абсолютного большинства.

Открыв двери «ПАРАЗИТА» для каждого, кто желает попробовать свои силы в области современного искусства, мы столкнулись с проблемой. И проблема эта заключается в неспособности выработать критерии для оценки художественной практики, целью которой порой является уход и ускользание из-под любых критериев, и тут логично, что в то же самое время не появляется новых объективных систем оценки. Мне кажется, это — практика обнаружения непотребности этому обществу, которая маскируется под художественную карьеру. Работа с институциями, поддерживающими такие начинания, позволяет хоть как то выживать такого рода художникам, но стимулирует определенную инертность, подобно тому как отец готов оплатить какие то увлечения сына во имя того, чтобы тот был занят хоть каким-нибудь делом. Дело это, конечно, не предполагает возможности самостоятельного становления, а также полезности обществу. «Плохие работы» противопоставляются рыночному капиталистическому товарному мышлению и рабству этого мышления. Но что значат эти «плохие работы» у нас, в месте, где для того, чтобы проитвопоставиться рынку, надо вначале его найти? А так получается дон-кихотство и борьба с ветряными мельницами, скорее имитация внешних признаков европейского искусства. Кажется, что метод обозначения «плохая работа» освободит нас от напряжения создания вещи, но так ли это? «Плохая работа» — это скорее «не моя» работа, это работа другого, работа другая по методу, работа по другому методу, не по своему. Может ли художник быть другим, делать плохо осознано, не соглашаясь с собой внутренне? Это сложный процесс вывода своих работ в зону «не достигших цели» произведений.

Самокритика — это сложный инструмент, и не всегда понятен принцип работы этого инструмента. Априори действие, сделанное практически и не выброшенное в корзину, трактуется автором как правильное действие, «хорошее», или подтягивается к понятию «хорошего» другими средствами. В корзине же остаются подходы к «хорошему» и неудачи «хорошего». В моем понимании «плохие работы» позволят снять самоцензуру с автора, предоставив возможность открыть зрителю два поля действия автора - удачи и неудачи.

Количество — а именно десять 10 произведений — призвано как раз проявить метод действия автора. Нет художника одного произведения, есть художники одного метода. Возможно, для того, чтобы понять метод автора, будет достаточно десяти неправильных работ. Плохая живопись, плохой объект, плохой перформанс всегда все же апеллируют к идеальному состоянию данных медиа. Но существуют ли идеальные примеры искусства — это тот вопрос, который ставит перед собой «ПАРАЗИТ». На протяжении нашей деятельности мы держались в рамках искусства неправильных движений. И поэтому в юбилей Борея наш коллектив готовит выставку, где будет представлено от каждого автора по 10 новых плохих работ на ваш суд . Простое на первый взгляд действие вызвано определенным желанием упрощения ситуации, ведь порой упрощение — это тоже метод. Семен Мотолянец.

Даты проведения:  29 декабря 2015 - 16 января 2016

Борей Арт Центр

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Литейный пропект, 58

Источник: пресс-релиз

Фотографии: Яков Кальменс