19 и 20 февраля круглый стол «Новые рубежи: создание, коллекционирование, хранение и экспонирование цифрового искусства»

17:30, 19 февраля 202204:00, 20 февраля 2022
|
Онлайн

Круглый стол в рамках ежегодной конференции CAA Annual Conference в Чикаго.

«Новые рубежи: создание, коллекционирование, хранение и экспонирование цифрового искусства в России и Восточной Европе»

19 февраля в 17:30-19:00 (CST) / 20 февраля в 2:30-4:00 по московскому времени

Участники: Кристиана Пол, Анна Франц, Александра Дементьева, Ольга Шишко  

Модератор: Наталья Колодзей

Цифровые, компьютерные, интернет-, программные и мультимедийные формы искусства создавались в течение многих лет и сегодня являются частью большого мира искусства. Такие крупные выставки, как биеннале Уитни, уже в 2000-м году включали в себя цифровые произведения, а в 2001-м был открыт Уитни арт-порт. Цифровое искусство в России и Восточной Европе имеет сложную историю из-за нескольких факторов — геополитических (изоляция от художественных движений Запада), структурных (отсутствие доступа к многопрофильным учреждениям, таким как MIT Lab) и т.д. Дискуссия проследит зарождение цифрового искусства в России с середины 1990-х годов: от коллективных нет-арт интерфейсов для обмена визуальной и политической информацией до сложных современных гибридных работ и методов, которые опираются на медиатехнологии в создании и демонстрации произведений искусства, продвижении новых форм восприятия и взаимодействия со зрителем, проектировании a-life и AI проектов. Участники обсудят исторический контекст возникновения и развития институций и инициатив, работающих с цифровыми медиа, в том числе — CYLAND, МедиаАртЛаб, ММАМ, а также те проблемы, с которыми сталкиваются крупные российские музеи (ГМИИ им. А.С. Пушкина, ММОМА, Третьяковская галерея, «Гараж»), включая медиаискусство в свои коллекции. Важными темами для дискуссии станут архивирование и сохранение цифровых медиа, а также транслокальные формы их восприятия. 

Кристиана Пол — профессор Media studies Новой школы (Нью-Йорк), куратор цифрового искусства Музея Уитни (Нью-Йорк). Лауреат премии Фонда Тома за лучший текст о цифровом искусстве (2016). Автор множества статей и книг, в том числе Companion to Digital Art («Справочник по цифровому искусству», 2016), Digital Art («Цифровое искусство», 2015), Context Providers — Conditions of Meaning in Media Arts («Провайдеры контекста — условия значения в медиа искусстве», 2011) и New Media in the White Cube and Beyond («Новые медиа в белом кубе и за его пределами», 2008). В Музее Уитни курировала выставки Programmed: Rules, Codes, and Choreographies in Art 1965 -2018 (Запрограммировано: правила, коды и хореографии в искусстве, 2018), Cory Arcangel: Pro Tools и Profiling («Кори Аркангел: Pro Tools», 2011 и «Профайлинг», 2007). Пол также является куратором проекта «Артпорт» и сайта музея Уитни, посвящённого интернет-искусству. 

Ольга Шишко — руководитель отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина (проект «Пушкинский XXI»). Искусствовед, куратор, преподаватель. Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Основатель (совместно с Алексеем Исаевым) и директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», директор «Медиа Форума» в рамках Московского международного кинофестиваля. С 2000 года член экспертного Совета Института «Pro Arte» (программа «Теория и практика медиа арта»), член Союза кинематографистов РФ, с 1999 года член Российской Академии Интернет, с 1997 года член AICA. Куратор многочисленных проектов: первого в России фестиваля российских арт-ресурсов «Да-Да-Net», программы «Современное искусство и Интернет» международного симпозиума «Pro&Contra», выставочного проекта «Расширенное кино. Том 1» в Московском Музее Современного Искусства, «Расширенное кино. Том 2» в Центре современной культуры «Гараж», «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в Фонде культура «ЕКАТЕРИНА» и многих других. 

Анна Франц — художник, куратор проектов в области медиаискусства. Окончила ЛВХПУ имени Мухиной (Ленинград, СССР) и Институт Пратта (Нью-Йорк, США). Сооснователь некоммерческого культурного фонда St. Petersburg Arts Project, лаборатории медиаискусства CYLAND и фестиваля «Киберфест». Интерактивные инсталляции Франц выставлялись на Московской биеннале современного искусства (Россия), на фестивале Video Guerrilha (Бразилия), на биеннале «Манифеста-10» (Санкт-Петербург, Россия, 2014), в Музее искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Художественном музее Челси (Нью-Йорк, США), Русском музее (Санкт-Петербург, Россия), Kunstquartier Bethanien (Берлин, Германия) и на других ведущих площадках по всему миру. Работы художницы находятся в собраниях Русского музея (Санкт-Петербург, Россия), Музея искусства и дизайна (Нью-Йорк, США), Центра современного искусства имени Сергея Курехина (Санкт-Петербург, Россия) и фонда Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), а также в многочисленных частных коллекциях. Живет и работает в Нью-Йорке (США) и Санкт-Петербурге (Россия).

Александра Дементьева — мультимедийный художник из Брюсселя. В основе ее творчества лежит идея взаимодействия зрителя с произведением искусства, опосредованными технологическими прогрессивными методами. В своих инсталляциях она использует разные виды искусства: танец, музыку, кино и перформанс. Как исследователь, она занимается вопросами социальной психологии и теориями восприятия, предлагая их решения современными художественными средствами, то есть занимая субъективную позицию за камерой. Ее проекты фокусируются на роли зрителя и её/его взаимодействии с произведением искусства, провоцируя соучастие и, тем самым позволяя выявить скрытые механизмы человеческого поведения.

Наталья Колодзей — куратор и искусствовед, специализирующийся на искусстве России, Восточной Европы и бывшего Советского Союза, почетный член Российской академии художеств. Является исполнительным директором художественного фонда Kolodzei Art Foundation и, наряду с Татьяной Колодзей, владельцем коллекции русского и восточноевропейского искусства, содержащей более 7000 произведений (включая цифровое искусство) более 300 художников из России и стран бывшего Советского Союза XX и XXI веков. Куратор более восьмидесяти выставок в США, Европе и России (с 1991 года). Автор и редактор многочисленных публикаций, организатор и участник симпозиумов и панельных дискуссий для университетов и выставок по всему миру. В 2010 году входила в состав рабочей подгруппы по культуре Двусторонней российско-американской президентской комиссии (the US-Russia Bilateral Presidential Commission).

Запись дискуссии будет доступна по ссылке.