Академия Пушкинского. Новый цикл лекций «Импрессионизм. Ракурсы»

09 декабря 202011 января 2021

ГМИИ им. А.С. Пушкина при участии Mastercard представляет новый курс на просветительской онлайн-платформе «Академия Пушкинского». Серия лекций «Импрессионизм. Ракурсы» в формате марафона с итоговым тестом пройдет бесплатно с 9 декабря 2020 по 11 января 2021 в разделе Пушкинский INTRO по ссылке.

Просветительская онлайн-платформа «Академия Пушкинского» посвящена мировой культуре и дает возможность всем желающим бесплатно и дистанционно пройти обучение у лучших экспертов в области истории искусства и не только. Здесь собраны лекции научных сотрудников, эксклюзивные интервью, выступления директоров ведущих музеев мира. Программа состоит из трех разделов – Пушкинский INTRO, Пушкинский PRO и Пушкинский.Youth.

Новый курс «Импрессионизм. Ракурсы» подготовлен ведущими специалистами отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков как ответ на один из самых популярных запросов среди аудитории музея и слушателей «Академии Пушкинского». Семь онлайн-лекций посвящены широкому кругу тем и различным аспектам истории импрессионизма – от зарождения стиля до выдающихся произведений мирового искусства, от робких поисков нового до вершины мастерства. 

Марафон рассчитан на слушателей начального уровня подготовки, не обладающих специальными знаниями в области искусствоведения. После завершения курса участникам будет предложен итоговый тест для проверки полученных знаний. В случае успешного прохождения теста держатели карт Mastercard получат возможность записаться на онлайн-экскурсии. Кроме того, в рамках курса пройдет совместный с кураторским агентством SceinceMe цикл онлайн-дискуссий, который будет доступен для всех желающих.

Программа курса:

«Эдуард Мане – новая классика» 9 декабря, 2020

С именем Мане связаны глобальные изменения в искусстве XIX века. Первого представителя французского модернизма нередко называют импрессионистом, однако формально Мане никогда не входил в группу импрессионистов и не участвовал в их выставках. В отличие от своих молодых современников, ориентированных, прежде всего, на фиксацию стремительных изменений современной жизни, Эдуард Мане нередко обращался к искусству старых мастеров, вступая с ним в сложный, а порой и провокационный диалог. Лекцию читает Анна Познанская.

«Эдгар Дега. За кулисами Парижской оперы» 14 декабря 2020

В знаменитой Парижской опере более четырех десятилетий Эдгар Дега находил импульсы для своих художественных поисков. Внимание к танцу, движению, а с ними – к особенностям освещения и контрастам цветов – превратило Дега не только в одного из величайших художников своего времени, но и в знаменитого экспериментатора. Дега воспринимал все здание Оперы как свой «дом» и обращался в своих произведениях к закулисью знаменитого театра, изображая его обитателей – не только балерин, но и музыкантов, певцов, завсегдатаев лож. Как тайная жизнь Парижской оперы изменила Эдгара Дега, а он, в свою очередь, – историю мировой живописи? Об этом пойдет речь на лекции. Лекцию читает Елена Коротких.

«Приключения импрессионизма за океаном. Новая живопись в США» 21 декабря 2020

Развитие импрессионизма в США связано с именами таких художников как Джон Сарджент, Уильям Меррит Чейз, Мэри Кассат, Фредерик Хассам, которые, попав под обаяние нового парижского искусства, попытались перенести его на свой континент. Однако, американский импрессионизм имеет целый ряд специфических черт. Мы сможем проследить его непростую историю от первых выставок французского искусства в Нью-Йорке и Бостоне до скандальной славы «школы мусорных ведер». Лекцию читает Александра Данилова.

«Итальянские дивизионисты: художники света» 28 декабря 2020

Дивизионизм представляет собой наиболее значительное живописное явление в искусстве Италии на рубеже XIX–XX веков. Его представители использовали оптическое смешение цветов для достижения максимальной яркости и светоносности своих полотен. Лекция посвящена анализу истоков итальянского дивизионизма, сопоставлению его с французским неоимпрессионизмом, творчеству наиболее крупных художников данного течения и определению его роли в развитии искусства Италии в начале XX века. Лекцию читает Елена Стёпкина.

«Был ли импрессионизм в скульптуре?» 4 января 2021

Имена художников-импрессионистов большинство слушателей нашего курса назовет без труда. А как обстоят дела со скульпторами? Кого из мастеров рубежа XIX–XX веков мы могли бы назвать импрессионистами в скульптуре? На лекции будут рассмотрены некоторые аспекты творчества Огюста Родена, Медардо Россо, Паоло Трубецкого и других авторов, чье искусство помогает ответить на вопрос: «А был ли импрессионизм в скульптуре?». Лекцию читает Наталья Кортунова.

«Коллекционеры импрессионистов 1870 – 1930-х годов: любители и знатоки» 7 января 2021

Лекцию читает Алексей Петухов

«Поль Сезанн. От первой выставки импрессионизма до “отшельника из Экса”» 11 января 2021

В парижской среде художников-новаторов уроженец Прованса Поль Сезанн считался нелюдимым и простоватым. И его почерк в искусстве, и жизненная позиция обусловили особое положение Сезанна среди современников, даже на первой выставке импрессионистов в 1874 году, в которой художник принял участие. К концу XIX века за ним закрепилось прозвище «отшельник из Экса», намекавшее на замкнутость и таинственность. Как к Сезанну пришла запоздалая слава, почему его считают «отцом» современного искусства, и как он повлиял на искусство — об этом пойдет речь на лекции. Лекцию читает Алексей Петухов.

Приглашаем слушателей курса присоединиться к чату в Telegram, пройдя по ссылке или введя в поиске по каналам запрос «Академия INTRO». В чате можно задать вопросы координаторам курса и обсуждать лекции с другими участниками. Узнать подробности и зарегистрироваться на курс можно на официальном сайте музея по ссылке.