Актёрская техника Майзнера от голливудского коуча Брайана Маллигана

Американский актёр, режиссёр и коуч Брайан Маллиган раскрыл секреты знаменитой техники Сэнфорда Майзнера, по которой учились такие актёры, как Кейт Хадсон, Зои Дешанель, Саймон Хелберг и большая часть Голливуда.

Текст: Мария Орехова

Фото: Арт-кластер "Таврида"

Что такое техника Майзнера и как она возникла

Сэнфорд Майзнер – актёр, один из известных американских преподавателей актёрского мастерства, чья методика легла в основу образовательных программ в университетах всего мира. По ней учились Алек Болдуин, Джефф Бриджес, Грегори Пек и Сандра Баллок.

У истоков разработки техники Майзнера стояла система Константина Станиславского. Нельзя обойти её стороной, когда говоришь об американской актёрской школе. При создании техники Сэнфорд, основываясь на системе Станиславского, включил в неё авторские упражнения, которые развивают способности к импровизации, освобождению эмоций, ощущению себя здесь и сейчас в предложенных обстоятельствах. Актёрская игра – это не выдумка, а естественная реакция артиста на происходящее. Вся техника Майзнера направлена на то, чтобы добиться от актёров правды в придуманных обстоятельствах: «Основа актёрской игры – реальность поступка». 

Майзнер считал воображение куда более важным средством в работе над ролью, чем эмоциональная память. Если в кадре человек должен появиться в ярости, но в сценарии не прописано, что привело его в такое состояние, актёр должен додумать, что случилось с его героем до этого. 

Упражнения техники Майзнера: 

• Майзнер добивался от актёров правды в придуманных обстоятельствах. Одно из самых популярных упражнений – «Повторения Майзнера». В чём смысл: два партнёра говорят друг другу одни и те же вещи до тех пор, пока их эмоциональное состояние не поменяется. Майзнер считал, что актёры делятся на два типа: те, кто сразу выполняют действие их персонажа (кричат, прыгают и т.д.), и те, кто сначала размышляют над ролью. Техника как раз направлена на немедленную реакцию и коммуникацию с партнёром, потому что тогда актёры ведут себя правдиво в предложенных обстоятельствах. Они должны фокусироваться на объекте, а не на своих словах. Майзнер говорил про это: «Унция действия стоит фунта слов».

• Ключевым средством в работе над ролью Майзнер считал воображение, а не эмоциональную или физическую память. Обычно в сценариях не прописывается, почему герой находится в том или ином состоянии.  Поэтому, если актёру нужно быть в кадре злым, он должен сам додумать, что случилось с его героем до этого. Если тот раздражён в сцене, придумайте причину. Перед входом вашему герою наступили на ногу, или он потерял по дороге ключи, или сосед начал сверлить стену в шесть утра. Именно на воображении, которое прорабатывает такие детали, строится подготовка к роли. По технике Майзнера актёр следует своему импульсу и действует в моменте.  Майзнер считал, что не так страшно, если что-то не получается сразу, плохо, если актёр не пытается.

• Упражнение, которое развивает внимание и настраивает на работу. Нужно лечь на спину, закрыть глаза и спокойно сделать пять выдохов через рот. Помогает расслабить тело. Затем надо задать себе внутренний вопрос: «Что я чувствую?». И прислушаться к тому, как реагирует тело, как меняются физические и эмоциональные ощущения. Вопрос этот можно задавать снова и снова до тех пор, пока не почувствуете, что нашли ответ. Затем спросите: «Что я хочу?». Ответьте себе вслух первое, что пришло в голову. Побудьте в этом состоянии 3–4 минуты, сделайте глубокий вдох и выдох, а потом выкрикните всё, что хотите, звуком «о» или «а», одновременно интенсивно, но без фанатизма стуча по рёбрам. Снимает зажимы и избавляет от напряжения.

• Майзнер считал, что есть большая разница между актёром, который живёт в роли, и актёром, который пытается играть. Разница заключается в достоверности действий. Это упражнение как раз помогает поверить в события и играть убедительно.  Выберите занятие, которое будет сложным для выполнения, но сможет полностью поглотить ваше внимание. Зашейте одежду, вспомните, что вы ели две недели назад на обед, или начните считать зёрна риса в пакете. Дальше представьте, что, если вы не выполните это действие, вы поругаетесь с другом, не получите важное сообщение. То есть у действия, которым вы занимаетесь, могут быть конкретные последствия. Такое упражнение помогает проследить в себе изменения – как вы реагируете на действие.  Конкретность и достоверность учат проживать момент, а не просто его изображать.

Техника Мейзнера состоит из трёх основных компонентов, которые работают вместе: эмоциональной подготовки, повторения, импровизации. Каждое упражнение направлено на их проработку. Самое сложное для театрального актёра Майзнер видел в умении слушать, поэтому упражнения задействуют внимание, спонтанный отклик, а главное – учат растворению в партнёре и роли. Благодаря этому актер перестаёт играть и становится самим собой. Тогда ему верят.