Алексей Киселев: "Актеры молчат, клоун поет, горожане агонизируют"

Над интервью работала Екатерина Арруе

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля "Форма"

27 и 28 июля (уже в эти выходные!) в Москве пройдет фестиваль "Форма".Программа основывается на динамическом пересечении границ театра, поэзии, перформанса и музыки. Главная задача фестиваля – высвободить из синтеза художественных практик мощную, непредсказуемую, пульсирующую энергетику. В преддверии фестиваля Екатерина Арруе специально для АртУзла поговорила с куратором театральной программы Алексеем Киселевым о том, что мы увидим в этом году, перформансе "Коллайдер" и границах между разными видами искусств.

Алексей Киселев (фото со страницы facebook)

Екатерина Арруе: Вы курируете театральную сцену уже второй год. Расскажите, насколько программа этого года будет отличаться от прошлогодней. 

Алексей Киселев: Программа этого года будет отличаться полностью.

Е.А: Почему вам понадобилась это изменение? Вас не удовлетворил результат прошлого года? Вы рассчитываете на новую аудиторию?

А.К.: Ну, всегда интересно что-то новое и неизвестное. Уже, кстати, есть некоторые идеи на следующий год, и они вообще не имеют ничего общего с тем, что было в прошлом (бронебойном) и будет в этом (диком) году.

Е.А: В перформансе "Коллайдер" приняли участие люди из разных сфер искусства. Насколько тяжело курировать такие проекты? Какая в этом специфика? 

А.К: Очень тяжело. Специфика в большом количестве людей и малом количестве времени.

Е.А.: Вам удалось справиться с этими ограничениями?

АК: Удалось или нет, я пока не знаю. Узнаю вместе с вами на фестивале.

Е.А.: Как пришла идея данного перформанса? 

А.К.: Идея принадлежит Максиму Диденко. Он вдохновлен круговым танцем как древним феноменом человеческой цивилизации и легальным способом вхождения в транс. Группа Shortparis будет шаманствовать на круговой сцене по центру Бойлерной на Хлебозаводе. Сто танцовщиков будут совершать синхронные телодвижения, перемещаясь вокруг сцены. Они репетируют часовой танец вместе с Владимиром Варнавой, это имя хорошо известно в кругу ценителей современного балета в России и Европе, он из главных героев новой хореографии сегодня. Художник Павел Семченко из петербургского инженерного театра АХЕ сочинил костюмы и серию визуальных преобразований представления (скажу пока только, что мы тестируем огнетушители как инструмент распыления краски). Команда Sila Sveta, знаменитая своими мультимедийными чудесами на крупнейших шоу в США, устраивает для Формы систему видеопроекций. А их коллеги из области художественного света — «Сетап», — сочинили для «Коллайдера» расстановку осветительных штуковин.

Форма-2018. Фото: Игорь Мухин

Е.А.: Есть ли у театральной сцены единый посыл? Какой общей мыслью объединены работы, представленные на ней?  

А.К.: Единый посыл невозможен. Работы объединены по эргономическому принципу.

Е.А.: Что для вас было важно при формировании программы? 

А.К.: Мне было важно вписать современный театр в фестивальный флоу. Не всякий человек театра сегодня сможет и захочет работать вне сцены, без театральной тишины и темноты, без нескольких месяцев репетиций и тонны декораций. Таких людей — единицы. Мне важно их обнаружить и предъявить.

Е.А: Скажите, пожалуйста, пару слов о каждой из постановок театральной сцены. Что зрителю ожидать?

А.К.: Театральной сцены на фестивале нет. Есть крыша и Бойлерная. В Бойлерной будет «Коллайдер». А на крыше — остальные три представления театральной программы. Это «Большое молчание» (тройная коллаборация: московский «Трансформатор», петербургский театр post и казанский «Угол»), «Сережа ты габдо» (проект Clown Beats из Петербурга) и «День города» (коллаборация драматурга Анны Семеновой-Ганц, хореографа Татьяны Чижиковой и композитора Романа Кутнова). 

Два слова о каждом: актеры молчат, клоун поет, горожане агонизируют. В сущности, не имеет никакого значения, что — часть театральной программы, что — музыкальной, а что — программы современного искусства. Вон, в музыкальной программе есть выступление Петра Мамонова, уже много лет работающего на территории театра, то есть выступающего с моноспектаклями фактически. А в программе академической музыки будет опера Владимира Раннева при участии МАСМ — что это, если не спектакль. «Форма» — про это. Про эфемерность границ между видами искусств.

Е.А.: Чего ждать и чем удивит фестиваль «Форма» в этом году? 

А.К.: Жать ничего не нужно. Фестиваль не ставит задачей удивить. Тут вообще другим занимаются. Это пространство свободы восприятия и независимости мышления. Он наполнит форму содержанием. И напомнит, что это одно и то же.

Форма-2018. Фото: Дмитрий Шумов