Anna Nova: сад будущего и камеры слежения в буйстве китча

Международная ярмарка современного искусства Сosmoscow подошла к концу, но работы, представленные на ней, всё ещё можно увидеть в стенах галерей и даже заказать в онлайн-каталогах. Петербургская галерея Anna Nova рассказала корреспонденту ART Узла о трёх молодых художниках из разных стран, которые абсолютно по-разному осмысляют своё отношение к посткапиталистическому настоящему и постоянно ускользающему будущему.

Текст: Екатерина Шитова

Фото предоставлены галереей Anna Nova

На стенде Cosmoscow галерея Anna Nova представила трёх художников: немецкого скульптора украинского происхождения Aljoscha, американского компьютерного аниматора Джонатана Монагана и московскую художницу Машу Агурееву. 

Aljoscha, P-landscape #23 

Aljoscha развивает собственное направление в искусстве — биоизм. Он верит в возможности синтетической биологии и считает, что в будущем наука достигнет того уровня, когда художники смогут работать с живой материей, которая заменит традиционные художественные материалы. Сейчас Aljoscha создаёт абстрактные инсталляции и графику, а также скульптуры из акрилового стекла и силикона — чаще всего они биоморфны и похожи на инопланетных созданий. Представленная в галерее большая работа входит в проект «Панспермия» - он развивает известную гипотезу о том, что жизнь была занесена на Землю из космоса.

Aljoscha, The gates of the sun and the land of dreams, 2017

Джонатан Монаган — молодой художник, он живёт в Вашингтоне и сотрудничает с нью-йоркской галереей bitforms, которая работает только с новыми медиа. Здесь представлены его работы, которые были показаны в рамках его первой персональной выставки России «След, оставленный будущим». Ранее его работы были представлены на выставке «Искусственный интеллект и диалог культур» в 2019 году в Главном штабе Эрмитажа. Джонатан представляет антиутопию будущего в очень ярких тонах; он создаёт свои работы при помощи компьютерной графики, и затем воплощает их в разных медиа. Он развивает собственную антиутопическую мифологию, наполненную отсылками к истории искусств, особенно к эпохе барокко: Джонатан сравнивает её с нашим временем, когда за внешним благополучием и пышностью скрывается глубокий упадок. Также во многих его работах прослеживаются образы из научной фантастики: например, камеры слежения, роботизированные формы и прочие подобные атрибуты эпохи позднего капитализма, когда за каждым человеком ведется слежка, а наши данные находятся в общем доступе. 

Jonathan Monaghan, "След, оставленный будущим" 

Работа Джонатана из серии «Стражники» - особая форма для слежения за людьми. Её многочисленные датчики, камеры и микрофоны облачены в пышную, даже китчевую розовую бархатную оболочку. Работы из серии «Квартира в полицейском государстве» изображают роскошные пентхаусы, в которых находится огромное количество подобных шпионских устройств. Каждая работа озаглавлена слоганом, позаимствованным из рекламных брошюр агенств недвижимости, вроде «Больше, чем деньги» или «Преследуй лишь то, что важно».

Мария Агуреева раньше работала с темами телесности и фем-повесткой. Переехав в Лос-Анджелес, в своем искусстве она обратилась к проблеме поглощения человеком природы. В серии «Сад будущего» она соединила натуральные и искусственные материалы: здесь использованы фрагменты коры и древесины, которые она собрала в национальных парках США (Калифорнии), оставшиеся после ежегодных пожаров; художница совместила их с цветным пластиком и синтетическими тканями. Этот проект не только затрагивает проблемы изменения климата, но и демонстрирует стремление человека к самодизайну, его желание скрывать настоящее за искусственным.

Мария Агуреева, "Можешь представить, что останется после"