Arctic Art Forum: Екатерина Шарова

В последнее время все чаще на круглых столах и публичных беседах поднимается тема развития и поддержки современного искусства и регионах. Для этого было придумано множество программ, призванных, прежде всего, предоставить возможность художникам и кураторам сделать проекты, отражающие местную культуру, которые могли бы быть интересны всему сообществу. Архангельский Arctic Art Forum, организованный Союзом художников и Arctic Art Institute, можно считать одним из таких мероприятий – на три дня сюда приехали многие художники, кураторы и критики из России, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Литвы, Судана. Форум объединил людей, живущих на Севере, родом с Севера, или создававшим свои произведения искусства на Севере и в контакте с его жителями. Кураторами этого мероприятия стали Екатерина Шарова и Кристина Дрягина. 

Анна Бутенко поговорила с Екатериной Шаровой и выяснила, зачем понадобился этот Арктический Форум, и какое у него может быть будущее. 

Екатерина Шарова - куратор, искусствовед, продюсер, педагог, организатор низовых арт-групп Arctic Art Institute, Ø-ZONE работала в Vestfossen Kunstlaboratorium, Pikene på Broen и как независимый куратор.

О телесном знании 

Анна Бутенко: Почему темой Форума было избрано Телесное знание, и как эта тема была отражена? 

Екатерина Шарова: Эта тема – о малоисследованном вопросе передачи знаний и умений. Интерес к этой теме проходит через многие предыдущие проекты. Например, в «Мобильном институте» - экспозиция, которая была частью параллельной программы Европейской биеннале современного искусства «Манифеста». В основе ее лежит идея о том, что каждый человек является носителем определенных знаний. И не обязательно это то, которые мы получаем в образовательных учреждениях - ведь «не у школы, а у жизни мы учимся».

Об отношениях с государственной властью и институциями

А.Б.: На Форум были приглашены представители местных властей и институций в области развития культуры, каковы были цели такого приглашения, и что показали эти встречи? 

Е.Ш.: На Форуме речь шла о производстве культурных ценностей и о потенциале коллективного производства, уникального в локальном контексте. В современной России производство идей централизовано в нескольких точках больших городов, прежде всего в Москве, но это приводит к истощению творческий потенциал регионов. Это губительно для аутентичной российской культуры. Поэтому это ключевой вопрос, вынесенный на обсуждение. С другой стороны, новые идеи появляются на границе сознаний, в диалоге, при условии встреч разных мнений. Поэтому одной из задач Форума было создание такого места, где люди могут свободно и творчески общаться, находиться вместе, создавая новые идеи и партнерства.  

На сегодня на Севере лучшие молодые головы стабильно уезжают, и местные администрации не видят способов того, как им дать возможности. Наличие мест для встречи могло бы быть таким условием. В России большое количество накопленных глубоких травм, у каждого. Впрочем, то же самое можно сказать о многих моих друзьях в постсоветских государствах - например, в Польше или на Кубе. Искусство – метод работы с этими травмами, особенно коллективными.

По Фуко, «власть находится везде». Власть - это мы все, и когда мы общаемся с администрациями, мы говорим с людьми, а не с функциями. Ты можешь очень хотеть изменений - но нечеткость законодательства, отсутствие коммуникации между разными звеньями администраций и множество других факторов будут тебе мешать. Но общество постоянно меняется и залечивает само себя. И я уверена в том, что художник как гражданин может изменить многое - если он знаком с экономическими механизмами, с грантовыми системами в России и за ее пределами, с механизмами общественного контроля.
В норвежском есть слово ydmykhet - способность замолчать и подстроиться под партнера, понимая, что различия менее важны, чем общая цель. Так вот, мне кажется, речь может идти и принятии, о гибкости, и самое главное - идее о том, что все люди априори обладают равными правами и возможностями. 

О локальности 

А.Б.: В названии Форума есть привязка к определенной местности, земле, пространству, обладающему своими специфическими характеристиками. Как они влияют на производство культурных ценностей  и почему был важен именно этот акцент? 

Е.Ш.: Задачей Форума было привлечь внимание к культурному богатству Севера. Российские участники выставки Форума представили проекты, сделанные на Севере, с участием местных жителей.  Культура Севера – это питательная почва для искусства будущего, нашей целью было рассказать об этом.

На Форуме впервые был поставлен вопрос о народном искусстве, которое рассматривается с бойсовской точки зрения – о человеке и его креативном импульсе, и о его трансформации после появления отчужденного труда. Речь идет о коллективном производстве культуры – как с исторической, так и современной точек зрения. Многие проекты на Форуме были коллективными, они рождались прямо на месте – и предоставление площадки для этого было нашей важной задачей.

В стране, где все вокруг напоминает о несработавшей теории – имеет ли смысл производство теорий без учета локальных контекстов, локальных знаний? К чему приводит централизация капитала в центрах – как экономического, так и культурного?

Однако задачей Форума не было создать региональное высказывание. Его задача – привлечь внимание к доиндустриальному способу производства дизайна, архитектуры, музыки, поэзии, а также поставить под вопрос необходимость в заимствованиях и копировании, обращение внимания на локальную историю. Мы предлагаем избавиться от покровительственного, объективирующего отношения к субалтерну, приготовиться выслушать его/ее высказывание, говоря на его/ее языке: музыка, история, движение, визуальная культура. Именно поэтому кураторский выбор был в пользу тех художников, которые работают с темой народного искусства и культуры, а также художников из периферийных областей России.

Российская культура сегодня подвергается сильнейшим разрушительным последствиям наступления глобальных производителей в периферию. Эти производители предлагают товары по более низкой цене и более низкого качества. Особенно очевидным эти изменения становятся после 10-летнего отсутствия в стране: за десять последних лет главная улица в Архангельске застроена торговыми центрами, чаще всего построенными из дешевых, недолговечных и неэкологичных материалов, где часто продаются настолько же неэкологичные товары. Пару лет назад в городе появились глобальные сети H&M, McDonalds, Subway. Впрочем, повышается спрос на более качественную продукцию – с повышением благосостояния жителей.

Отдельная тема для обсуждения – это плоскость «город – деревня».  Город представляет собой пространство, результат деятельности людей - дизайнеров, архитекторов, строителей, инженеров, продавцов. Городское пространство - это зеркало социальных процессов и согласованности в обществе. Архангельск просто как-то гениально не упорядочен. Во многом эта абсолютно нелинейная логика, соседство гигантских шоппинг-центров и покосившихся сараев, улица Попова, заросшая ивняком в самом центре города – дает почву для творчества. Предсказуемость такой почвы не дает. Поэтому – большой потенциал очевиден.

Об экологии

А.Б.: Тема экологии неизбежно приходит в голову при обсуждении любых тем, касающихся Арктики, что вы можете сказать по этому вопросу? 

Е.Ш.: Есть внимание к устойчивому производству продуктов питания, но пока нет речи об экологичном производстве дизайна, архитектуры, музыки, искусства. Парадоксально, что художник в России находится в двойственной ситуации: он не является работником, но одновременно чаще всего производит работы на экспорт. Пытаясь создать то, что запрашивает глобальный рынок искусства, молодой творческий производитель слишком часто упускает из внимания ценность собственного культурного контекста. Речь вовсе не только об Архангельской области – но здесь, на Севере, это видно наиболее четко. Эти вопросы я поднимала еще на Форуме «Современное искусство на Европейском Севере», когда вела дискуссию о децентрализации культурного высказывания совместно с Натальей Смолянской.

Сегодня, когда общество сталкивается со множеством экологических вызовов, все более актуальным становится знание о природе и об устойчивом развитии. Знание – это вовсе не только те материалы, которые мы получаем в школе, университете. Новое знание может производиться каждый день, если для того есть условия, ключевым из которых является наличие места для встречи и условий для создания диалога. Это знание вырастает из практики ежедневного, из умения слушать и слышать, из готовности делиться. Знания о природном цикле, о коллективном производстве культуры (историческом и сегодняшнем), чувствование материала, чувствование языка, его диалектных особенностей –  полуинтуитивное знание, потенциальная траектория будущего для пост-утопических обществ.

О наследии

А.Б.: На Форуме говорили о том наследии, которое досталось современным художникам Севера от предшественников, недавних и далеких.  Прокомментируйте это внимание к преемственности в искусстве и культуре. 

Е.Ш.: На Форуме мы презентовали сайт архангельского художника, много сделавшего для облика города, Ивана Архипова. С ним мы познакомились в ноябре прошлого года, и я начала записывать за ним рассказы о его искусстве. В январе он ушел из жизни, и еще при его жизни было собрано много уникальных биографических материалов, и во многом помогла его вдова, а также автор сайта Анастасия Парфеньева. Говорить с ним было одно удовольствие – настоящий профессионал, который влюблен в свое дело. Ясно, что для того, чтобы двигаться в некоем направлении, надо понять, откуда мы, кто мы и куда мы идем.

Об инициативе

А.Б.: Форум состоялся в том числе благодаря усилиям волонтеров, профессионалов и студентов, с энтузиазмом поддержавших проект.  Расскажите о значении этих инициатив. 

Е.Ш.: Огромное значение. Ключевое. Во-первых, это работа регионального отделения Союза художников. Большая работа была проделана ко-куратором Кристиной Дрягиной, а также Екатериной Бажан и Ольгой Поповой из Союза художников. Постоянный диалог и взаимодействие с коллегами было ключевым на форуме - все вопросы решались в сотрудничестве. Помимо основных организаторов, важную роль сыграли такие местные участники, как Первая студия, которая делала чудеса по рекламной поддержке, F5 Studio, которая помогала делать сайт (вместе с Женей Сидоровым), кафе "Винегрет", которое по супернизким ценам кормило участников, Архангельский краеведческий музей и Северный Арктический Федеральный Университет, это наши площадки, с ними было очень приятно работать, клуба "Колесо", где играли вечерние концерты, Почетное консульство Норвегии, которое помогало с визами. Все они создавали Форум вместе с нами, и надо им сказать огромное спасибо. Спасибо также волонтерам – в первую очередь Жанне Терлецкой и Артему Шепелеву, которые координировали волонтеров и транспорт. Это были наши правые и левые руки, которые могли в 2 ночи поехать в аэропорт и встретить художников, и были жутко ответственными, они - молодцы. И всем остальным конечно огромное спасибо – это много людей, их имена есть у нас на сайте, они - фантастические.

О самоорганизации

А.Б.: В рамках Форума были реализованы несколько самоорганизованных проектов, например, галерея художественных работ в переходе на одной из улиц города, ночные выставки современного искусства и концерты в гаражах недалеко от набережной. Почему вы считаете эти инициативы самоорганизации важными? 

Е.Ш.: Кто в вертикальной системе является угнетенным, кто - угнетателем? Каждый человек. Задачей может быть только создание горизонтальных структур – отлично, если они еще экономически устойчивы, так как это условие их жизнеспособности.
"Власть", "народ" - это абстракции, растущие в месте с огромными географическими расстояниями. А основным условием самоорганизации является общение и коммуникация. И – площадки для встречи.

О результатах 

А.Б.: Расскажите об основных уже видимых результатах Форума.

Е.Ш.: На Форуме впервые встретились и начали сотрудничать те, кто раньше не встречался и даже не подозревал о существовании друг друга. Группа «Птица» из Мурманска после Форума впервые поехала выступать в Москву. 

Впервые сделан современный сайт местного художника. Впервые читались стихи на улице и молодые художники и музыканты увидели, что не нужна галерея, чтобы делать что-то свое. Все вокруг – галерея. И ты сам выбираешь, как это назвать. Если нужна поддержка – всегда можно прийти к нам.

Несколько человек решили изучать искусство, визуальную культуру, но пока в городе нет такого образования – и они все, конечно, очередные кандидаты на отъезд, если не появится современное образование в сфере искусства, дизайна и эстетики.

В городе все больше говорится о деревянной архитектуре – а на Форуме впервые встретились строители, мэрия, и городские активисты, которые с разных сторон работают с этой темой. Тема сохранения исчезающей деревянной городской архитектуры – важнейшая для города. 

Началось множество новых проектов. Каждый Форум – это площадка, где рождается нечто новое, это вектор для того, что будет после.

О будущем

А.Б.: Как вы видите будущее этой площадки, какого воздействия ожидаете от нее на культуру региона?

Е.Ш.: Сейчас речь идет о событийности, об инфраструктуре – так как на данный момент она во многом нуждается в доработке и обновлении. Что выставлять, если нет современного образования для художников? Откуда брать локальное искусство, если для молодых художников в городе даже нет места? У музеев другие функции, и если речь идет о производстве нового искусства и эксперименте, то для этого совершенно необходимо место, некая лаборатория – как есть во многих других городах. Разумеется, это зависит от диалога с администрациями и бизнесами, а также с самими культурными работниками. Все, в принципе, говорят про то же самое. Надеемся, что сообща сможем прийти к результатам. 

Над интервью работала Анна Бутенко

Фото предоставлены Arctic Art Forum