Art Weekend. Современное искусство в Вильнюсе

Интервью и фото: Юлия Крышевич

 

Литва — не самое очевидное направление для любителей искусства. И тем оно интересно. Обозреватель портала «Арт Узел» Юлия Крышевич съездила в Вильнюс на выходные, чтобы встретиться с удивительным человеком, Юозасом Пранкевичусом — художником, галеристом и владельцем гостиницы в сердце литовской столицы. В интервью редакции Юозас поделился мнением, какие арт-институции города на Вильне достойны внимания, как использовать архитектурное образование, будучи живописцем, и что делать молодым художникам, которые не знают, как правильно начать карьеру в искусстве. 

 

Ю.К. Юозас, расскажите о себе. Вы успешно реализовали свой талант в нескольких областях: живописи, архитектуре и даже гостиничном бизнесе. Как вам это удалось? И с чего вы начинали?

Юозас: Я окончил факультет архитектуры и гражданского строительства. С 1986 года стал участвовать в художественных выставках как любитель — мне всегда нравилось рисовать, я учился самостоятельно в кругу единомышленников, пока в 2009 году не вступил в Союз художников Литвы. Но архитектуру я никогда не забывал — когда пришла идея открыть свою гостиницу, знания по градостроительству, проектированию мне очень пригодились, ведь было необходимо контролировать работу строителей, инженеров — я имел об этом представление и сразу замечал допущенные ошибки и недочёты. Конечно, при строительстве гостиницы мне также помог наработанный художественный вкус, умение визуализировать свои идеи — и убеждать других в том, что планы стоят реализации. Кстати говоря, отель, в котором мы сейчас находимся (Europa City Vilnius — прим. ред.) построен из бывшего помещения гаража. Изначально в Союзе архитекторов мне сказали, что создать на этом месте гостиницу технически невозможно. Но практика показала, что это было верное решение. 

 

Ю.К. Теперь к живописи. Вы более 30 лет участвуете в выставочных проектах, являетесь членом Союза художников Литвы и представителем направления «Индивидуалисты». В своей гостинице Вы также организовали картинную галерею Juozas Art, где среди многочисленных работ есть и Ваше творчество. Какие у Вас вкусы как у художника? Что Вы думаете о ситуации в современном литовском искусстве?  

 

 

Юозас: Мне очень близки импрессионисты и экспрессионисты. Да, не удивляйтесь: я считаю эти направления современным искусством — модерн зародился в конце 19 века и продолжается до сих пор, на мой взгляд. Если говорить про ситуацию в Литве, огромное влияние на развитие современного искусства здесь — в частности, в столице — сыграло появление MO Museum (частный музей современного искусства, открытый в Вильнюсе в 2018 году, — прим. ред.). Одно только здание, спроектированное Либескиндом (Даниэль Либескинд — известный польско-американский архитектор — прим. ред.) стоит того, чтобы сюда заглянуть. Коллекция MO около 10 лет ждала чести быть выставленной в стенах институции, и вот в 2018 году это случилось, вместе с открытием нового музея. Представленные в MO работы охватывают период, начиная с конца 1960-х. Конечно, произведения современных литовских художников не сравнить с творчеством российских коллег — в том смысле, что в России цены на искусство гораздо выше. 

Ю.К: Музеи в Вильнюсе получают государственную поддержку?

Юозас: Некоторые — да. Пример достойного государственного музея — Национальная галерея: там, в основном, тематические выставки, не персональные. Раньше я бы ещё назвал галерею Союза художников, но она была отдана в частные руки в 90-е годы и изменила название: сегодня это Центр современного искусства, на литовском — SMC. Некоторое время за Центром было интересно наблюдать — они делали любопытные вещи, сейчас выдохлись, на мой взгляд. Перестали организовывать биеннале и триеннале, как это было в советское время, а художникам это нужно — выставляться, принимать участие в различных проектах. В этом плане довольно активна галерея Arka, но подача заявки для большинства художников там платная, многие молодые люди не готовы участвовать на таких условиях. 

 

Ю.К: Вы видите выход из этой ситуации для начинающих художников? 

Юозас: Ситуация для дебютантов в мире искусства действительно непростая: для того чтобы быть отобранным для участия в хорошей групповой выставке, нужно быть членом Союза Литовских художников — только как им стать, если у тебя в портфолио ни одного серьёзного проекта? Замкнутый круг. Я обычно советую принимать участие в 

Ярмарке современного искусства Art Vilnius — она проводится ежегодно в конце июня. Но и здесь работы художников представляет галерея — если их отберёт жюри ярмарки, произведения будут выставлены. Чем я могу помочь молодым художникам — так это предоставить им возможность провести выставку в стенах гостиницы. Я приглашаю не только профессиональных живописцев. Для меня, в первую очередь, значение имеет не стаж художника, а его творчество: если картина нравится, я с удовольствием представлю ее публике, и, конечно, участие для автора будет бесплатным; если впоследствии я захочу приобрести работу в коллекцию, художник может рассчитывать на достойный гонорар. Иногда в галерее Juozas Art мы проводим тематические выставки — отбором картин в таком случае занимается куратор. В следующем месяце, например, мы представим зрителю произведения украинских художников.

 

Ю.К: Отличная идея, молодым художникам из России однозначно не хватает подобных возможностей, Кстати, каковы точки соприкосновения между литовским и российским искусством сегодня? Совместные проекты, сотрудничество между галереями и художниками?

 

Юозас: Точки соприкосновения безусловно есть. Я, в частности, принимал участие в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, работал вместе с художниками из Калининграда. Впрочем, в творческом сотрудничестве с Россией есть одна большая проблема — это вопрос ввоза произведений искусства на территорию РФ. В 2008 году мы делали выставку в московской Галерее L. Это государственный выставочный зал — в оформлении документов, транспортировке картин нам помогали. Тем не менее, процесс подготовки к открытию был обременительным из-за формальных моментов. По этой причине делать выставки в странах Западной Европы литовским художникам пока гораздо проще. Конечно, мы хотим наладить диалог с российской арт-сообществом, но не будем торопиться, всему своё время.