Айсберг перевернулся

Впервые за многие годы Музей модерна в Зальцбурге показывает свою коллекцию публике, она объединяет искусство последних полутора веков. Выставка приурочена к 15-летию открытия нового здания, но получилась скорее не юбилейной, а рабочей. Почему?

Текст: Алексей Мокроусов

Фото предоставлены Зальцбургским Музеем модерна

Зальцбургский Музей модерна обладает внушительной коллекцией живописи и графики, скульптуры и инсталляций, видеоработ и фотографии, всего почти 55 000 экспонатов. Но выставляют их редко, почти все время просторные залы отданы временным выставкам. В этом году сделано исключение: музею, точнее, его новому зданию на горе, исполнилось 15 лет. По этому поводу устроители выставки «Вершина айсберга» представили, как могли бы выглядеть залы постоянной экспозиции, если бы их обустроили на постоянной основе. Впечатление сильное - два этажа, заполнены искусством от XIX века до наших дней, австрийским и международным, создают масштабную панораму. Самое интересное начинается как раз с искусства модерна, и здесь зальцбургский музей может многим похвастаться с точки зрения качества - рисунки Климта и Шиле соседствуют с первоклассной живописью менее известных авторов и подборками мастеров уровня Макса Клингера и Альфреда Кубина.

Эдуард Боймер, автопортрет, 1922  © Museum der Moderne Salzburg 

Есть и искусство современных авторов, таких как Арик Брауер. Помимо живописи, 91-летний Брауер занимается сочинением музыки, архитектурой и оформлением спектаклей, он известен как танцор и певец, выпустивший множество дисков. Но главное – как художник, один из основателей, вместе с Эрнстом Фуксом и Рудольфом Хаузнером, венской школы фантастического реализма. Название ее условно и призвано скрыть эклектичную поэтику, основанную в основном на идеях сюрреализма, в случае же Брауера - смешение техники средневековой миниатюры и восточного стиля.

В собрании музея модерна, помимо австрийских авторов, представлены и художники других стран, начиная с мэтров Баухауса, таких как швейцарец Йоханнес Иттен (1888 – 1967). Иттен известен не только как абстракционист и мистик, но и теоретик искусства, он много занимался изучением формы и цвета, а в 1920 году построил «Башню огня», чья спираль напоминает «Башню Третьего Интернационала» Татлина. После раннего, уже в 1923-году, ухода из Баухауса Иттен организовал сперва художественную школу в Берлине, затем текстильную школу в Крефельде, во времена нацизма вернулся в Цюрих, где вновь проявился его организаторский талант – художник стал директором-основателем знаменитого сегодня музея Ритберга, специализирующегося на искусстве Африки, Азии, Америки и Океании.

 Арт-группа "Gelitin", модель "Триумфальной арки", 2003 

Искусство же наших дней, прежде всего видео, представлено в собрании Generali Foundation, переехавшем из Вены на берега Зальцаха, оно передано музею на долговременное хранение (потому у них разные инвентарные книги), как и коллекция Фотособрания Австрийской республики. Обе передачи произошли в XXI веке, соответственно, о содержащихся в них произведениях нет ни слова в статьях журнала Protokolle. Он издавался бывшим директором музея Отто Брейхой в 1966 – 1997 годах, журналу посвящена отдельная витрина – важный пример того, насколько давней оказывается традиция осмысления современного искусства в Европе и насколько недавней - в России.

Nam June Paik Global Groove, 1973, из собрания Generali Foundation © Museum der Moderne Salzburg 

Важную роль в пополнении коллекции играют, как обычно, дары – так, около 300 работ Георга Эйслера (1928 – 1998) подарил фонд Ганса и Алисы Эйслеров для художников и композиторов (Georg und Alice Eisler-Stiftungsfonds für bildende Künstler und Komponisten). Живопись и графика представляют любимые темы художника – городские ландшафты, интерьеры кафе, сцены из жизни ночных и джазовых клубов, портреты, общественные пространства, часто связанные с политической активностью масс в Западной Европе, демонстрациями и стычками с полицией. Интерес к жизни общества у Эйслера наследственный – он сын композитора Ганса Эйслера, соратника Брехта и автора гимна ГДР.

© Museum der Moderne Salzburg 

«Вершина айсберга» позволяет еще раз взглянуть на вечные вопросы музейной живописи - не только что экспонируется, но и как это делается, какую роль, например, играют «акустические инсценировки» - когда рассматривание сопровождается слушанием написанных по поводу искусства текстов, создающий – или не создающих? – и языковой уровень в общении с произведением.

Экспозиция, размещенная на втором этаже, занята проблемами пространственного искусства и художественного пространства: что и как показывать, сколько воздуха оставлять около каждого экспоната и вообще как строить современные музеи, об этом напоминают фотосерии со строительной площадки самого Музея модерна – явление этого строгого по формам здания, нависающего на горе над старым барочным городом, в свое время породило немало шума, не всегда дружелюбного.

Элке Сильвия Криштуфек, O.T., 1998 © Museum der Moderne Salzburg 

Скульптуру же на выставке показывают по принципу «открытого хранения» - на огромных стеллажах в центре зала размещены десятки работ, смотреть можно со всех сторон. Один из кураторов, Штефани Джонс, в экспликации размышляет о том, насколько важно, например, для презентации портретов не только стилистический диалог, компоновка по формату или композиции, но и общий контекст. И как интересен, например, скрытый конфликт при изображении Другого – в работах Герберта Бекля или Оскара Кокошки (о его выставке ARTУЗЕЛ писал в статье «Вынужденный турист») – и помещенной рядом работы, где художник занят собственным телом (Элке Сильвия Криштуфек). Это перекликается с концепцией выставки, в итоге та занята не только исследованием собрания, но и тела самого искусства.

Зальцбургский Музей модерна © Museum der Moderne Salzburg 

Выставка работает до 13 апреля 2020 года.

Траудель Пихлер, пейзаж, 1983/84