Брендреализм как эвфемизм онанизма

6 июня в Московском музее современного искусства состоялось открытие персональной выставки Сергея Шнурова "Ретроспектива брендреализма", которое собрало московский бомонд и питерскую интеллигенцию. "Брендреализм" - авторская концепция Шнурова, согласно которой человек XXI века живет в среде искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что все эти проявления, результаты человеческого труда и прогресса — и есть реальная жизнь. Проект в ММОМА является логическим продолжением выставки, прошедшей в Музее современного искусства "Эрарта", и представляет живопись, арт-объекты и инсталляции Шнурова. Консультантом проекта выступил Дмитрий Озерков. 

Ценность точки зрения отдельно взятого человека, как правило, размывается границами его влияния, кругом знакомств, либо же влиянием в этом круге. Критику в этом океане мнений – раздолье, поэтому, выражая не общее настроение, а личный взгляд, он, в силу совокупности разных характеристик (образования, издания, чутья), имеет значение. Так же иногда случается и с музыкантами, пробующими себя в других цехах, как правило, смежных. Поэтому имя открывает не только дверь в галерею, хотя дверь мало что решает, ведь даже при открытых настежь ставнях не все переходят на шаг; Сергей Шнуров марширует по плацу придуманного им же брендреализма. Этот поход напоминает мне игру в тинни тун, когда, прыгая по головам мультяшных персонажей, ты вбиваешь их в землю. На выходе же персонажи становятся частью этой почвы. 

Шнуров не изобретает велосипед, не тратит часы и месяцы на создание шедевров. Его камера обскура - это медиа. По мне, он ничего не делает сам, кроме, пожалуй, одного - генерации идей, с остальным же справляется штат ассистентов. Может и не штат. Может, существует специальное приложение типа todo листа, куда он загружает свои идеи и где посредством ставок выбирается новый исполнитель для всех этих сахарных инсталляций, гитар, черепов или же ковров.

Впрочем, все пути хороши. Главное, чтобы резонировало, пусть даже без постижения смысла, поскольку и смысла нет. Шнур не проецирует новый штиммунг, его работы - отпечатки с уже существующих. Не нужно проделывать никакой внутренней работы, чтобы понять экспонаты. И это, как ни странно, плюс при всеобщем недостижимом смысле современного искусства. Брендреализм прост как сама лирика музыканта. Монументальности здесь нет места, балом правит сатира: мода на утекающие сквозь пальцы события, набирающие лайки, репосты и какие-то совсем не базовые эмоции.