Чувственное свидетельство кинетического творения объекты в Marina Gisich Projects

24 сентября в петербургской Marina Gisich Gallery открывается персональная выставка Марии Кошенковой “Бодегон”. В этом проекте художница работает со стеклом и предметами быта, составляя из них натюрморты, которые отсылают как к телесному и чувственному, так и к историческим корням изобразительного искусства Испании. Подробно проект Марии в беседе с ART Узлом проанализировал искусствовед Борис Маннер.

Интервью: Екатерина Шитова
Фотографии и прочие материалы предоставлены Marina Gisich Gallery

Сталкиваясь с разными предметами в повседневности, в своем наивном представлении мы воспринимаем их как статические явления. Скульптуры, мебель, предметы обихода кажутся нам неподвижными объектами, занимающими определенное пространство и являющимися противоположностью некоей вещественности. Если мы изменим свое или их положение в пространстве, то увидим новые оттенки и свойства объекта совсем в другой перспективе. Однако такое разное восприятие касается лишь части предмета. Только в движении, когда происходит постоянная смена таких перспектив, можно уловить их форму и идентичность. Идентично-неизменное пространственное тело может проявить себя только в кинетической последовательности отдельных восприятий. Это понимание, которое Эдмунд Гуссерль развил в своих лекциях о вещах и пространстве в 1907 году, относится к центральному мотиву в работе с пластическими формами. Предмет и пространство состоят только из последовательности движений — тактильного и визуального восприятия.

Мария Кошенкова

В начале ХХ века вопросы кинетики уже витали в воздухе. В качестве примера можно привести магическое произведение Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». В этой картине раскрывается движение спускающейся по лестнице обнаженной женщины в разных фазах. Эту картину можно было бы воспринять как схему тезисов Гуссерля или ее модели, описывающей произведение Дюшана. Идея постижения объективности, реальности и истины в сочетании с кинестетическим движением продолжает оказывать влияние в этом историческом контексте до наших дней. Художник-акционист Рудольф Шварцкоглер, например, в своем «Панорамном манифесте» в 1965 году разработал концепцию целостного произведения искусства, которое оставляет позади его статичность и увязывает творческий процесс с движением и положением самого зрителя. Соответственно, художники создают синестетические пространства сопереживания, в которые зритель может погрузиться, чтобы испытать неповторимое, единственное в своем роде ощущение восприятия. Запахи, звуки и предметы располагаются в пространстве, чтобы подготовить синестетическое целостное произведение искусства для зрителя, которое проявляется по-новому и по-разному при воздействии на разного зрителя.

Мария Кошенкова

В своих позициях Гуссерль и Шварцкоглер проявляют оба полюса кинестетической концепции предмета. В то время как Гуссерль исходит из уже заданного объекта, который воспринимается в процессе чередования тактильных и визуальных ощущений, художник Шварцкоглер отказывается от наперед заданного объекта искусства. Он создает панораму восприятия, в которой зритель проходит через хореографию чувственных восприятий, которые произведение искусства создает в отношении отсутствующего объекта, и которые исчезают после выхода из панорамы. Сама структура эфемерных визуальных и тактильных чувственных ощущений в этом случае является константой искусства.

Мария Кошенкова

Творчество Марии Кошенковой находится в этой напряженной зоне. Еще в начале карьеры стекло было отличным материалом для ее творчества. В начале были такие серии, как «Сердца ч/б» или «Биокабели». В них она создала группы различных стеклянных объектов, которые все еще были намеком на существующие объекты, такие как органические сердца или кабели. За этим последовали крупномасштабные инсталляции, такие как «Система циркуляции» или «Стеклянные веревки», в которых отдельные объекты были объединены и преобразованы в новые работы, доступные зрителю только через кинетическую последовательность восприятия. Это экспансивное и создающее пространство движение в ее творчестве вызвано не только концептуальным импульсом. В анонсе этой выставки в галерее Марины Гисич художница отметила: «Стекло никогда не подчиняется какому-либо плану». Это подчеркивает решающее качество ее произведений. Художественный процесс не следует заранее разработанной концепции. Так что это не реализация какого-либо замысла, в котором используемый материал принудительно принимает заранее задуманную форму. Чувственные свойства материала и его физические качества играют решающую роль в процессе придания формы. Здесь позиция художницы сходится с позицией Рудольфа Шварцкоглера. Для него также очень важно, чтобы художник или художница следовали логике материала, чтобы в своей работе выразить их отношение к реальности.

Мария Кошенкова

Процессы и методы придания стеклу определенных форм свидетельствуют о том, что в данном случае творчество состоит из непрерывной последовательности элементов тактильного и визуального воздействия. Постоянно изменяющийся материал прикрепляется к длинным штангам, скручивается и раздувается, что придает изделию определенную форму. Все решения должны приниматься быстро, поскольку материал изначально жидкий и становится неподатливым из-за всё увеличивающегося твердения. Результаты этой работы — чувственное свидетельство кинетического творения изделий. Их форма в первую очередь не обозначает существующие реальные формы, но представляет собой — также и как бы через ощущения — движение чередующегося тактильного и визуального формообразования. Это создается и закрепляется в ходе нарастающего столкновения логики материала и творческого вмешательства художницы.

Мария Кошенкова

На втором этапе художница объединяет свои артефакты в существующие концептуальные и предметные контексты. В работе «Система циркуляции» используются конструкции из обычных труб, применяемых в домостроении. На нынешней выставке в галерее Марины Гисич это видно по использованию обычной мебели из области приготовления пищи. Функциональная кухонная мебель, такая как колодки для рубки мяса, раковины и полки для хранения, создает концептуальную основу, в которой могут быть размещены произведения. Предметы повседневного обихода, которые можно определить как инструменты, используются, с одной стороны, как дисплеи для представления стеклянных предметов, с другой стороны, художница объединяет два типа объектов, применяя краски и технические связи. Произведение искусства и объект презентации объединяются друг с другом и становятся неразделимым единым целым. При этом художница не отказывается от различных чувственных и концептуальных акцентов. Деревянная колодка для рубки мяса создает неприятное ощущение кровавых, расчлененных частей тела. Соответствующие стеклянные предметы воспринимаются как органы. Однако плавный и тонкий колористический дизайн того же самого вызывает приятное ощущение, которое вступает в противоречие с абстрактным агрессивным утверждением. Вся презентация представляет собой постоянный диалектический диалог между прекрасным, которое присутствует изначально благодаря гладкости и прозрачности стекла, как материала, и ужасным, проявляющимся в профанации и кровавой функциональности кухонной утвари.

Мария Кошенкова

В цикле «Бодегон» Мария Кошенкова создает еще одну ссылку на понятие предмета. В данном случае это ссылка на период расцвета испанского натюрморта в XVI-XVII веках. На картинах одного из важнейших его представителей, Хуана Санчеса Котана, фрукты, овощи и мертвые животные изображены в каменных нишах на темном фоне. Изолированность этих повседневных предметов придает им монументальность за счет резкого освещения и гиперреалистичного стиля живописи, который резко контрастирует с уже известной мимолетностью изображаемых предметов. Эта диалектика отражена и в творчестве Марии Кошенковой. То, что делает Котан через различие между сознательно выбранной мимолетностью представленных предметов, фруктов, мяса и овощей и острым, блестящим анатомическим стилем рисования, происходит с Кошенковой через противоречие, которое вызывает ее дизайн материального стекла. С одной стороны, трудно контролировать поток материала — Стекло никогда не подчиняется какому-либо плану — с другой, — резкость формы, которая остается, когда процесс придания формы прерывается. Это делает видимым контраст между прошедшим и зафиксированным на вечные времена.

В этой области повседневных предметов, утонченных и воплощенных в искусстве объектов из стекла, и художественно-исторических ассоциаций художница дает возможность зрителю чувственно понять генезис объекта и пространства. Тематически ее работы колеблются между здоровым юмором и изображением неизбежного. Французский термин naturemorte, обозначающий натюрморт, подчеркивает центральное качество творчества Марии Кошенковой. Чувственное, живое движение процесса придания формы и ощущение воссоздания, которое стало возможным благодаря зрителю, приводят к застывшей форме. К признаку независимости от влияния моды. 

Мария Кошенкова
Мария Кошенкова