«Datasets vs. Mindsets. Исследования цифрового общества на постсоветском пространстве» в Электромузее

05 сентября 202027 сентября 2020
|
Электромузей

До 27 сентября в галерее цифрового искусства «Электромузей» открыта выставка «Datasets vs. Mindsets. Исследования цифрового общества на постсоветском пространстве» под кураторством Ольги Вад и Елены Никоноле. Участвующие в проекте художники демонстрируют различные ноу-хау и изучают, насколько далеко может зайти их внедрение в нашу с вами повседневность. Многие работы, кстати говоря, были придуманы задолго до пандемии коронавируса, но теперь они обрели новое, более острое звучание, и побуждают задуматься о повсеместных контроле и слежке. 

Текст: Екатерина Сальникова

Фото: Ирина Кара

Медина Базаргали, "В рамках закона"

Например, встречает всех посетителей документация инсталляции «User Flow» Валентина Фетисова. Цель этого проекта – проверить «всяк сюда входящего» на прочность и выявить, насколько он склонен к подчинению и на какие условия готов пойти ради получения социального блага. Интерактивная инсталляция имитирует внешний вид линии досмотра и вписывается в инфраструктуру выставки.  Чтобы попасть на выставку, посетитель должен буквально пройти ряд процедур безопасности, расположенных в хронологическом порядке: осмотр вещей, физический досмотр, проверка намерений. Финальный аккорд – дезинфекция прямиком в рот. Остаётся только радоваться, что на выставке, как уже было сказано, представлена документация, и посетителям не придётся проходить эти испытания. Однако внутренний вопрос «А готов ли я к таким требованиям?» возникает сам собой. 

Рядом с инсталляцией Фетисова располагаются носимые объекты «Para-optic» Анастасии Алёхиной. Их идея отсылает к ряду работу, которые были опубликованы во второй половине XX века и в которых исследователи пытались обнаружить существование особых свето- или термочувствительных рецепторов кожи. Забегая вперёд скажем, что догадки о «зрении через пальцы» не подтвердились, но что если советским учёным просто не хватало технологий для проведения более тщательного исследования? Наше время такими технологиями как раз располагает, поэтому Анастасия предлагает посетителям исследовать «зрительный потенциал» своих пальцев. Сначала нужно пройти дактилоскопию, отсканировать отпечаток пальца, в соответствии с ним будут назначены зрительные способности и определена физиологическая взаимосвязь между сетчаткой глаза и кончиками пальцев. Так же, как острота зрения зависит от размеров колбочек, находящихся в области жёлтого пятна, качество «зрения пальцев» определяется алгоритмом в соответствии с тем, какой у вас папиллярный узор. Потом нужно надеть специальное устройство на глаза и руки, через которое можно реализовать новый зрительный и пространственный опыт.

Анастасия Алёхина, "Para-optic"

Интерактивные объекты Алёхиной – не единственная работа с VR-очками. Также есть «Зона» Эллины Геннадиевны. Это один из тех проектов, который был реализован до пандемии и даже выставлялся в Электромузее ранее на выставке «Тело: цифровые границы». Однако в свете коронавирусных событий «Зона» зазвучала с новой силой, ведь поднимаемая проектом тема заключения в физическом и виртуальном пространстве после 4х месяцев самоизоляции стала знакома каждому не понаслышке. 

 Эллина Геннадиевна, "Зона"

На экспозиции представлено ещё много видеодокументаций, объектов, инсталляций, но напоследок я хочу рассказать о моём фаворите среди всех проектов выставки. Это «Namaz Maker» Анвара Мусрепова – интерактивная проекция, имитирующая мусульманский коврик. Вопрос о «сотрудничестве» церкви и технологий понемногу набирает обороты в нашем обществе. Медиа-художники, конечно, не могут оставить это поле нетоптаным. Например, Дмитрий Каварга построил Каварга-скит, который уже названием отсылает к отшельнической традиции в монашестве, однако выглядит, конечно, далеко не как келья. А внутри постройки звучит музыка электронного композитора Kryptogen Rundfunk вместо традиционных церковных мелодий и песнопений. Это что касается православия. «ТВ-будда» Нам Джун Пайка, который был уже многократно воспроизведён в XXI веке, рассказывает о другой религии. А Анвар Мусрепов представил в новом свете ислам. Проекция «Namaz Maker» имеет 5 режимов с различными цветовыми обозначениями для каждой отдельной молитвы (утренняя, полуденная, предвечерняя, вечерняя, ночная), которые переключаются по хлопку. Для поиска правильного направления молитвы в интерфейс встроен компас, который всегда с точностью определяет положение Мекки. Для рекламодателей отведено специальное баннерное место для контекстной рекламы. Почему бы и да, как говорится. 

Анвар Мусрепов, "Namaz Maker"