Дмитрий Ляшенко: "Те события, которые происходят вокруг нас, не зависят от места"

Над интервью работали Екатерина Арруе, Руслана Канчер и Мария Назарова

Фото: Владимир Бероев и Влад Чиженков

Спецпроект к выставке "#луна_наша" в Фонде культуры "ЕКАТЕРИНА"

До 24 марта в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открыта выставка Дмитрия Ляшенко «#луна_наша». Это фантазия художника о будущем, когда человечество покорит космические просторы, лунные пейзажи станут обыденностью, но при этом каждый из покорителей останется, прежде всего, человеком. Мы поговорили с Дмитрием о его работах, техническом прогрессе и о том, от чего человечеству лучше бы отказаться. 

Дмитрий Ляшенко. Фото: Влад Чиженков

Е.А.: Дмитрий, расскажите о работах, которые представлены на выставке.

Д.Л.: Показана серия живописных работ, в основе которых лежат некоторые процессы и ситуации из человеческой жизнедеятельности. Я перенес их на другую почву, на поверхность Луны. Той самой Луны, что знакома нам по снимкам из американских экспедиций «Аполлон». Кроме того, есть еще бюсты семи космических туристов, побывавших на МКС. Также зрители увидят видео и инсталляцию.

Е.А.: Как пришла идея перенести происходящее в нашей жизни на Луну?

Д.Л.: Идея первой работы появилась в 2012 году, когда в новостном поле много говорили об атомной программе Ирана. Я подумал, что, возможно, в скором времени появятся и иранские космонавты. Собственно, на одной из моих картин это и изображено. Потом я стал моделировать другие события, перенося их на Луну. Это в основном узнаваемые образы почерпнутые из новостей и интернета. 

Фрагмент выставки "#луна_наша". Фото: Владимир Бероев

Е.А.: Меняется ли суть этих конфликтов в зависимости от их местоположения?

Д.Л.: Основная моя идея в том, что неважно, где случаются эти конфликты: на Луне или на нашей планете. Те события, которые происходят вокруг нас, не зависят от места.

Е.А.: Получается, куда бы человечество ни ступило, его ждут похожие проблемы?

Д.Л.: Я думаю, люди действуют в соответствии со своими внутренними «программами».  Вряд ли кто-то действительно хочет развязывать войны, но постоянно их зачем-то начинает. 

Е.А.: Что повлияло на формирование этих «программ»?

Д.Л.: Думаю, многие факторы, но в основном — среда: семья, школа, окружение, средства массовой информации. 

Е.А.: Как Вы считаете, в искусстве есть место политике? Или оно должно быть очищено от этого, оставляя лишь реакцию художника на происходящее?

Д.Л.: Это зависит от позиции автора. Если он выражает свою точку зрения— это одно, а если он является инструментом в чьих-то руках— уже другое. Тут всегда есть риск скатиться до уровня плакатного лозунга. 

Е.А.: Вы упомянули, что одна из работ с выставки посвящена консюмеризму. Как Вы думаете, изменилось ли отношение людей к культуре потребления в последние годы?

Д.Л.: Мне кажется, если раньше все было довольно просто – одно племя обменивала свой товар на недостающий товар, имеющийся у соседнего племени. Сейчас цепочка усложнилась – появилась возможность перепродажи, а самих товаров стало слишком много. Кроме того, появились вопросы, связанные с рекламой и созданием спроса на те вещи, которые вообще-то не очень нужны большинству из нас. Не уверен, что это все хорошо.

Работая над проектом, перечитывая статьи о первооткрывателях и путешественниках, я заметил, что среди них было много торговцев. Они отправлялись в неизведанные земли, чтобы расширить собственные возможности – продать там свои товары или привезти на родину какие-то новинки. То есть большая часть географических открытий была сделана не из желания постичь что-то новое, а ради получения прибыли. 

Я задумался над тем, что человек постоянно мечтает о контакте с внеземными цивилизациями, но зачем ему это? Он хочет что-то новое узнать, чтобы расширить свои знания о Вселенной, или найти новые точки сбыта для своей «продукции»? Или же хочет решить свои проблемы с помощью чужих решений?

Фрагмент выставки "#луна_наша". Фото: Владимир Бероев

Е.А.: Представим ситуацию, что у нас произойдет когда-нибудь контакт с внеземными цивилизациями. Каким он может быть?

Д.Л.: На мой взгляд, как человек смотрел на «иных» как на низших, так и смотрит. Пока человечество не прекратит ставить себя выше других, выше своих соседей, проблема эта вряд ли исчезнет.

По поводу установления контактов сложно сказать, когда он может произойти, так как прогресс идет с огромной скоростью. Я не решусь представить, что будет через десять-двадцать лет. Но сейчас технический прогресс развивается быстрее этических и моральных установок. Данная идея также присутствует в моих работах.

Е.А.: Можно ли сравнять развитие техники и этики?

Д.Л.: Не знаю. Мне кажется, разрыв связан с тем, что изобретения совершаются людьми определенного интеллектуального уровня, но в дальнейшем становятся элементами «масс-маркета». 

На примере ядерного оружия хорошо видно, что для того, чтобы привести в действие небольшой заряд уже не нужно много людей и серьезного образования. И, это может привести к настоящей катастрофе, и все зависит от того в чьих руках окажется пульт запуска. 

Е.А.: Может ли такое случиться с космосом? Нужно ли ограничивать доступ к его освоению?

Д.Л.: Думаю, в будущем этим займутся правительства стран и ООН. Скорее всего, это будет так же, как и с авиаперелетами.

Е.А.:  Как вы думаете, возможно ли такое, что те катастрофы, которые происходят на Земле начнут происходить и на других планетах, когда люди их освоят?

Д.Л.: Всё возможно. Ведь существует человеческий фактор, который часто и приводит к катастрофам.

Фрагмент выставки "#луна_наша". Фото: Влад Чиженков

Е.А.: Если говорить простым языком, о чем ваша выставка?

Д.Л.: Она про то, как мы сейчас живем. Все те ситуации, которые происходят в мире, для нас уже стали обыденностью – протесты, конфликты, экологические проблемы. Чтобы привлечь к ним внимание и посмотреть на них под другим углом, я перенес их на поверхность Луны. Серая безжизненная поверхность освобождает эти ситуации от привычного контекста и оставляет их наедине с собой. И тут возникает вопрос – насколько нам необходимы данные ситуации? Можем ли мы без них обойтись? Я думаю, мы можем хотя бы попробовать. 

Например, в качестве прототипа для одной из работ я использовал известную фотографию, на которой американские военные водружают флаг над Иводзимой. На картине изображено древко флага, которое астронавты погружают в Лунный грунт, но самого флага не видно, так как, в данном случае, он не так важен. Сам процесс воздвижения некоего знака демонстрирует принадлежность данной территории определенным людям, компании, партии, или идее. Для человека важное значение имеет обладание чем-либо, что может принадлежать именно ему. Важно быть первым в обладании этим. Первым и единственным. И люди порой совершают отвратительные поступки на пути достижения подобных целей.

Е.А.: Чем руководствуются люди, делая это?

Д.Л.: Не знаю. Ответ может крыться в тех «программах», о которых мы говорили, и первобытных инстинктах, которые в людях сильны. Я думаю, мы бы могли более осознанно подходить к своей жизни, но пока мало у кого получается.  

Фрагмент выставки "#луна_наша". Фото: Владимир Бероев