Дриппинг /dripping

от /анг./drip - капать, выливать по капле (с 1947)

В 1947 году, Джексон Поллок придумал технику "Дриппинга". Это самый показательный из стилистических канонов абстрактного экспрессионизма, он в наибольшей степени связан с "живописью действия". В 1949 году в Нью-Йорке, на выставке в Галерее Парсонс, был показан цикл картин. Успех был закреплен на страницах журнала "Лайф". В следующем году, Ханс Намут снял на кинопленку и сфотографировал художника во время работы, последовательно показав процесс и пространство, в котором все происходит. Поллок работал на горизонтально лежащем, а не вертикально стоящем холсте, разбрызгивая краску с кистей или стеком, прямо из контейнера, не прикасаясь ими к поверхности. Художник говорил за кадром: "Я пишу сразу и обычно на полу. Мне нравится работать на большом холсте. ... Мне кажется, я ближе к картине, я - часть ее. Когда холст на полу, я могу обходить все кругом, писать с четырех сторон и находится внутри картины, как индейцы Запада, работающие в песке". Метод Поллока превратила в представление группа "Гутаи" и затем устроители хеппенингов. Он превратился в оформление среды в энвайронменте, в выборе материалов и последовательности выполнения этому образцу, следовало процессуальное искусство.

Комментарий Ханса Намута (Hans Namuth): "Влажный забрызганный холст застилал весь пол. . . . Стояла полная тишина. . . . Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. . . . Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: "Вот и все".

Художник: Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock)

Выставки: 1949, Нью-Йорк, Галерея Бэтти Парсонс; 1953, Нью-Йорк, Галерея Джанинс.

См. также статьи: Абстрактный экспрессионизм, Неформальное искусство, "Гутай", Энвайронмент и хепенинг, Процессуальное искусство.

Описание некоторых произведений:

Джексон Поллок "Из паутины: Номер 7", 1949. Дриппинг. Штутгарт, Штатсгалерея. Художник заменил кисть палочкой. Для разбрызгивания краски, прямой контакт с холстом был необязателен. Документальные кадры Намута показывают его погруженным в некое подобие танца, он писал картину в воздухе. В дриппинге "Номер 7", ясно проявляется композиционный принцип, отмеченный Гринбергом: "живописная поверхность едина и состоит из идентичных или очень похожих между собой элементов. Они повторяются почти без вариаций, покрывая холст от края до края". Преобладающим впечатлением при этом оказывается "однородность" и "исчезновение живописного начала в переплетении линий". Переплетающаяся паутина дриппинга составлена тонкими линиями. С точки зрения способа это похоже на рисунок, но цветовое решение наделяет картину вибрацией и сиянием. "Я хочу выражать, а не изображать свои переживания", - рассказывал Поллок перед камерой Намута. "Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности… "

Джексон Поллок "Из паутины Номер 7", 1949