«Дважды два»: утраченное и обретенное

С 18 июня по 2 июля в Kunsthalle nummer sieben прошла презентация группового выставочного проекта «Дважды два», организованного магистрами направления «Кураторские исследования» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. По итогам проведенного open call, на который было прислано около 100 заявок, а также в ходе самостоятельного исследования Валерия Красс, Валерия Тихонова, Маргарита Фещенко и Маргарита Маслова отобрали 16 работ, концептуально подходящих под заявленную тему. 

Текст: Ксения Квашнина

Анализ бинарных оппозиций остается одним из универсальных средств познания мира в философии и теории культуры. В первобытном обществе основой конструирования выступало противопоставление «свой-чужой», определяемое границами племенной группы. Восприятие мира современным человеком является отражением мифологического мышления, получившего свое развитие в наборе архетипических структур, заданных бинарными оппозициями. То, что раньше представляло собой два универсума, трансформировалось в бесконечное линейное движение элементарных («день-ночь», «жизнь-смерть», «женщина-мужчина») и многосложных («партнерство-одиночество», «конформизм-бунт», «удовольствие-боль») пар.

Кураторы проекта «Дважды два» предложили зрителю пройти путь через разрушение бинарных оппозиций, с которыми он неизбежно сталкивается в течение жизни. Каждый шаг - точка выбора, от экспликаций, представленных в двух вариантах (авторском и кураторском), до сообщений художников, заложенных в арт-объектах. На первый взгляд, организаторы оказали услугу – предоставили свободу мышления и интерпретации, - на поверку оказавшейся «медвежьей» - два понятия «зажимали» зрителя. Выйти из состояния «шарик в лабиринте» становилось возможным лишь с нарушением правил: вместо искусственных попыток избегать падения, требовалось как можно чаще проваливаться в смысловые дыры, чтобы прийти к истинному значению. Собственно, пространство галереи Kunsthalle nummer sieben как нельзя лучше способствовало этому.

Алиса Гвоздева «Мать» / Фото предоставлено организаторами

Маша Данцис «Священное видео-писание» / Фото предоставлено организаторами

Елизавета Залиева «Невидимое пространство» / Фото предоставлено организаторами

Во главе движения – видеоарт Никиты Селезнева «На кончике языка», представляющий иллюзию прекрасного чувства, основой которой служит бетонная стена. Кураторы отмечают, как ловко автор вводит зрителя в заблуждение: рисунки ощущаются близкими к наскальной живописи, но при этом остаются частью поп-культуры. Тему любви, но на этот раз материнской, продолжили трехканальная видеоинсталляция «Священное видео-писание» Маши Данцис, керамическая фигурка «Мать» Алисы Гвоздевой и рисунок на ткани «Невидимое пространство» Елизаветы Залиевой. Под мерное колыхание полупрозрачных материалов, напоминающих покров на детской колыбели и легкие платья для первого причастия, зритель наблюдал последовательное создание искусственного ребенка. Возникла странная, пугающая близость между экранной матерью, желающей постигнуть материнство, но не познавшей начальный этап, и керамической, - обладающей этим знанием и протягивающей ребенка, словно на блюде. Художники предложили решить, что представляет собой наиболее опасную иллюзию: полезные технологии, создающие альтернативную действительность; надежда на коммуникацию на генетическом уровне или поиск себя в моменте.

Влад Муханов «Паноптикум» / Фото предоставлено организаторами

Самоопределение человека выступило своеобразной мишенью в работах «ЖК» Стаси Гришиной, «Florentem» Ксении Галыга и «Паноптикум» Влада Муханова. Авторские исследования простираются от внутренней концентрации до внешней оболочки, которую мы являем миру ежедневно; от желания закрыть глаза и расслабиться до искреннего неприятия навязанных понятий и потребности громко заявить о себе; от некой постельной интимности до реального страха бесконечного «Big brother is watching you». 

Елена Александрова «29th July, 00:27, A reenactment» / Фото предоставлено организаторами

A l e s h a «TEMPO» / Фото предоставлено организаторами

Семен Мотолянец «Столб» / Фото предоставлено организаторами

Страх, напряжение, болезненное ожидание чего-то – одна из центральных тем авторов, представленных в проекте «Дважды два». Некоторые художники открыто демонстрировали проблемные точки, переосмысляя личный болезненный опыт. Видео «29th July, 00:27, A reenactment» Елены Александровой отсылает к незащищенности человека перед лицом внезапной опасности, невозможности быть готовым ко всему, хрупкости доверия. Эта работа удивительным образом коррелирует с «TEMPO», созданным A l e s h a. В обоих случаях зритель предстает невольным свидетелем разрушения понятия «безопасность» посредством эмоциональной дестабилизации и «случайного» внешнего воздействия. Естественно, авторы не могли пройти мимо кризиса 2020 года. Общая надломленность и перманентная нестабильность отражены в принудительно созданной стеклянной дистанции (Павел Рогатов «Двое»), попытке найти новые ориентиры и баланс (Семен Мотолянец «Столб»), развить в себе иное понимание гибкости в умственном, чувственном, телесном (Алина Белягина «Gentle monster»).

Павел Рогатов «Двое» / Фото предоставлено организаторами

Заключительный этап – инсталляция «Е.Э.Р.» Евгения Молодцова, представляющая дихотомию «присутствие-отсутствие». Бескомпромиссность художника проявляется не в очередной попытке напомнить о скоротечности жизни, а в утверждении необратимой смертности воспоминаний: от писем и фотографий до персональных данных. Наблюдение за медленным угасанием чужого архива сродни проживанию человеческой жизни в режиме ускорения. 

Евгений Молодцов «Е.Э.Р.» / Фото предоставлено организаторами

Выставочный проект «Дважды два» – иной взгляд на роль бинарных оппозиций, переосмысление понятия «деконструкция», когда процесс разрушения предстает не потерей, а возможностью обретения. 

Влад Муханов «Паноптикум» / Фото предоставлено организаторами