Две четы не чета другим

Немецкий экспрессионизм в швейцарских частных собраниях – сюжет очередного выставочного хита в венском музее Леопольда. Почему коллекционеры во многом определяют арт-ландшафт в Европе и стоит ли неуважительно относиться к их работе, как это происходит в России?

Текст: Алексей Мокроусов

Фото предоставлены музеем Леопольда

 

Эмиль Нольде (1867 – 1956) был, пожалуй, одним из немногих участников главного пропагандистского шоу нацистской Германии, «Дегенеративное искусство», при этом Нольде состоял в нацистской партии, да еще задолго до прихода НСДАП к власти – с 20-х годов. Это не помешало его появлению на выставке «неправильных картин», а также запрету на творческую работу. Нольде подвергся ему в 1941 году, несмотря на многочисленные обращения к Геббельсу и хронический антисемитизм, которым он страдал всю жизнь и который он не стеснялся проявлять в жалостных письмах к руководству партии, дескать, вот есть евреи, типа Макса Пехштейна, а есть я, истинный ариец, а под запрет попали оба.

Запрет на работу он получил потому, что был в свое время участником экспрессионистской группы Die Bruecke (по-немецки означает «мост»), созданной 17 июня 1905 года в Германии, и от эстетики экспрессионизма не отказывался.

Эмиль Нольде, Летние гости, 1938–1945. © Nolde Stiftung Seebüll

Сейчас Нольде стал одним из главных персонажей выставки немецких экспрессионистов в венском музее Леопольда, она объединила работы из двух частных собраний – живущего в швейцарском Лугано миланского предпринимателя Габриэле Бралья и фонда Ренате и Фридриха Йохеннинга из немецкого Дюссельдорфа. Музей Леопольда не в первый раз работает с Бральей-коллекционером, пару лет назад на ретроспективе Зорана Музича здесь показывали несколько работ из его собрания; всего в нем более 200 произведений, от Пикассо и Шагала до Магритта и Миро. А вот для Йохеннингов это стал дебют в Австрии, прежде фрагменты их коллекции выставляли лишь в музее Бральи в Лугано.

Генрих Кампендонк, Ребенок с шариком, 1919. © Bildrecht Wien, 2019

Венская выставка объединяет около 120 работ, здесь представлены все главные авторы движения, начиная с мастеров так называемого «рейнского экспрессионизма», Августа Маке и Генриха Кампендонка, а также Эрнста-Людвига Кирхнера и других авторов «Моста», Эриха Хекеля и Карла Шмидт-Ротлуфа. Еще до войны почти все члены этой группы переехали из Дрездена в Берлин, их захватила тема "большой город и маленький человек". Благодаря "брюковцам" акварель (по крайней мере, в немецком искусстве) освободилась от «раскрашивающих» функций, став философией переживания - формы и цвета, и Нольде здесь принадлежит едва ли не решающая роль.

Он предпочитал медитации над натюрмортами и библейскими сюжетами. Но в его работах чувствуется дух дикой, первозданной энергии. Не зря Нольде так очаровали тихоокеанские культуры; накануне первой мировой войны он совершил путешествие на Новую Гвинею.

Эмиль Нольде, Голова женщины, 1920–1925. © Nolde Stiftung Seebüll

Маке - в 1914-м ему предстояло погибнуть на фронте, - жил в Бонне, но участвовал в создании мюнхенского объединения «Синий всадник». В Вене показывают работы и других членов баварской группы, Василия Кандинского, Габриэлы Мюнтер и Алексея Явленского. Особое место занимает редкой красоты портрет российско-немецкого танцовщика Александра Сахарова (1886 – 1963), сделавшего фантастическую карьеру в Германии эпохи Веймарской республики. Гуашь Марианны Веревкиной, считавшей, что «искусство – это не безумие, но философия, другая форма мыслительной деятельности», относится к 1912-1913 году. Позже - вместе с Явленским, своим многолетним спутником, Веревкина помогала Сахарову в постановке балета в Лугано. 

Василий Кандинский, "Мурнау, два дома", 1908, © Fondazione Gabriele e Anna Braglia, Lugano

Выставка напоминает об особой роли коллекционеров в истории искусства – после войны возвращение художников, чье творчество нацисты сочли «дегенеративным», началось благодаря частной инициативе. И во время массовых распродаж из немецких музеев прежде всего зарубежные коллекционеры покупали то, что сами нацисты искусством не считали. Если собирателей не преследовать, не проводить беспричинные обыски в их музеях, не разрушать профессионально собранные коллекции, такие как Институт русского реалистического искусства, коллекционеры сыграют важнейшую роль и в истории современной России. 

К венской выставке вышел англо-немецкий каталог, среди тем его статей – картина Марианны Веревкиной «Аллея», а также библиотеки Нольде и Кирхнера как возможность приоткрыть дверь в мир художника.

Марианна Веревкина, Аллея, 1917. © Fondazione Gabriele e Anna Braglia, Lugano

Выставка  должна была продлиться  до 20 апреля. При этом музей Леопольда закрыт на неопределенный срок. Следите, как говорится, за рекламой.

Эмиль Нольде, Портрет семьи, 1947