Эхо блазара 2 - Ольга Мансир, Alice Hualice, Полина Аскери, Андрей Чугунов
С 8 по 12 сентября в Музее Москвы прошла ярмарка молодого современного искусства blazar. Мне было интересно поговорить с галеристами, кураторами и независимыми художниками о том, куда движется современное искусство, как оно меняется с приходом новых поколений художников. Это вторая часть, читайте первую по ссылке.
С блазаром говорил художник Михаил Ситников
Ольга Мансир — Voblago.Club
Ольга Мансир (основатель voblago.club), Анастасия Стасюк (финансовый директор voblago.club), Алина Романова (проектный менеджер voblago.club) у стенда Voblago.Club
-Почему эти художники и именно эти работы?
В этом году мы представили Voblago.Club на Blazar; выступили как благотворительная организация, которая с помощью современного искусства поддерживает врачей-онкологов.
В данной ситуации мы говорим о том, что молодые художники и коллекционеры поддерживают молодых врачей.
Мы показали двух московских художников: Андрея Архипова и Юлию Кривозубову, это ученики Айдан Салаховой. С Андреем мы дружим давно, это очень яркий художник, звезда «Шара и Креста» (группа на Facebook, которая взорвала Арт-рынок на карантине) и человек с большим открытым сердцем, который поддерживает все наши благотворительные аукционы. Он же познакомил нас с Юлией Кривозубовой и мы считаем, это правильный профессиональный подход к знакомству с новыми художниками, когда тебе их рекомендуют другие художники. Юля невероятно талантливая, чуткая девушка, при этом танатос - тема ее художественного исследования.
Готовясь к ярмарке, мы определили немного рискованную с точки зрения продаж тему - страхи. Но нам это было интересно с ней работать! Пандемия, постпандемийная тревожность, депрессивные настроения, в которых мы все жили, подтолкнули к выбору такой темы. Мы решили, что можно отработать свои страхи с помощью современного искусства и выйти свободными от них в новую жизнь.
Юлины обезоруживающе милые монстрики классно вписались в концепцию стенда, также мы взяли её старую серию работ 2013-2015 года, которую ещё никто не видел. Мне кажется, она просто невероятно тонкая, лаконичная; при этом технически выверенная.
Даша Радиорыб, это художник из города Калуга. Я увидела её работы на фестивале современного искусства Most в Калуге, сразу влюбилась, с тех пор вместе работаем, Даша также поддерживает наши аукционы. Серию работ «Мама говорила» она подготовила специально к Blazar и у неё 100% sold out!
Alice Hualice - талантище; человек очень искренний, воин гуманизма, который рубится за идеалы. Она не боится своими силами создавать целую инфраструктуру для Арт-Деятелей у себя в Нижнем Тагиле; как и не боится резко высказываться против значимых институциональных инициатив. Здесь я говорю про ее призыв байкотировать Уральскую Биеннале из-за проведения мероприятий на площадке цирка. Я разделяю возмущение относительно обращения с животными в цирках. И хотя сама предложила бы менее радикальные идеи по разрешению сложившейся ситуации, я понимаю, что соло-манмфест - это смело, что вызывает у меня огромное уважение.
Правильно будет сказать, что, наши художники а) - безусловно талантливы, б) — с большими сердцами. Возможно поэтому наш месседж страха получился максимально добрым, позитивным и, надеюсь, наш общий посыл, что благотворительность - это круто, будет услышан теперь и среди профессионалов и ценителей современного искусства.
Работы Alice Hualice на стенде Voblago.Club
-Но они при этом сильные транслируют серьёзные смыслы и не важно девочки-не девочки, они очень сильные.
Да, все художники сильные, мы их любим и ценим. Мы никаким образом не пытались вывести в декоративность этот стенд, художникам была предоставлена полная свобода. При этом такая сформировалась оптика, что зрителю - даже не глубоко погружённому в современное искусство, - легко было это воспринять. Она не отталкивала, не отпугивала гостей ярмарки, напротив. Всем у нас было хорошо, хотя тему мы достаточно нелицеприятную выбрали — страхи, это же не про любовь и цветы и вот это всё, что легко считывает любой насмотренности глаз.
Даша Радиорыб, «Темнота», Voblago.Club
-Страх не может сопутствовать любви?
Страх конечно же может сопутствовать любви, но наверно любовь, это ещё про эйфорию, когда притупляется страх. Наш стенд вообще про любовь, хотя бы потому, что изначально благотворительность - это про это: про любовь к себе и к людям; про посыл добра. Эти темы не исключают друг друга.
Юлия Кривозубова, из серии «White Grotto», Voblago.Club
-Что в Вас откликается при знакомстве с новыми художниками, которые вам понравились? То есть кроме «да, нравится», что-то глубже? Какие есть отличительные качества у хорошего современного художника, которые Вас в него влюбляют, заинтересовывают?
Мы ценим в людях, с которыми работаем, открытость, способность и желание отражать вызовы времени. Для нас много значат жизненные установки художника, стремится ли он к чему-то большему, чем он сам. То есть просто возить кисточкой по холсту — этого недостаточно, и мы выбираем работать с теми людьми, чьи качества заставляют их уважать. Благородство, достоинство, крепость воли и трудолюбие.
-Близкое Вам?
Да, те качества, которые лично я культивирую в себе, несомненно, притягивают меня в других людях.
-Что, как Вам кажется, новые поколения художников привносят в развитие современного искусства? У них ведь совсем другое мышление, какой сейчас этап в этом движении, какой вклад они делают в это развитие?
Скажем так, я смотрю на искусство, как на художественную летопись. Соответственно, то, что сейчас напишут современные художники, новый художественный язык, либо переосмысление каких-то уже сложившихся художественных практик— это всё оставляет след в истории и, условно говоря, наши последователи смогут проанализировать как мы жили, изучая в том числе и эти работы.
Андрей Архипов, «Пустота», Voblago.Club
-Отражают время?
Они отражают время, ставят флажок над какими-то острыми социальными проблемами, которые волнуют современников и дают возможность посмотреть на все глазами другого человека, - это прикольно.
Alice Hualice — Voblago.Club
Alice Hualice, у стенда Voblago.Club
-Что меняется в современном искусстве может быть глобально и в России?
Это максимально сложные вопросы, я пытаюсь себя понять хоть немножко и куда движется моё искусство, но если глобально, в русском искусстве я вижу тенденцию с 2017 года, что люди начинают обращать внимание на искусство за пределами Москвы. Для меня это очень важно, потому, что я живу в Нижнем Тагиле. Думаю, это началось с первой триеннале, это было громкое событие, которое заявило о регионах. Но мне кажется, пока это движение происходит не совсем адекватно, хотелось бы его развивать дальше. Есть, допустим, NEMOSKVA, та же триеннале. Есть сейчас такая тенденция, регионы включаются, например, за счёт blazar — здесь сейчас представлен целый стенд художниц из Якутии, две уральские галереи. Было бы классно, если б со временем стёрлись границы, и понятие «региональное искусство» ушло и мы стали просто художницами и художниками.
Alice Hualice, «Как я родилась», Voblago.Club
-Да, сейчас ещё в Коми открылась биеннале.
Я участвую. Это супер, ещё одна точка развития — не только события, когда регионы привозят работы в Москву. Мне больше нравятся супер-качественные события, подобные Коми-биеннале потому, что оно сделано именно в Коми, таком далёком месте. Здорово, если оно будет дальше развиваться. Уральская биеннале тоже притягивает очень много внимания к себе, это хорошо. Думаю и дальше будет что-то такое. Или я просто так сильно хочу этого, что думаю — так и будет дальше).
-Ты как раз недавно отказалась участвовать в Уральской Биеннале потому, что... мы не клоуны. Как ты думаешь, какие задачи у искусства? Я так понимаю из твоего поступка, что говорить правду, быть честным с собой, самое главное, и с миром. А какие ещё задачи у современного искусства?
Я начну с биеннале, потому, что там ответственность вся, мне кажется, только на организаторах — это были их вопросы. В принципе, если художники рассуждают на тему цирка, это тоже нормально. Искусство разное, оно никому ничего не должно, абсолютно разные мысли могут быть в искусстве.
-Оно полностью свободно?
Я думаю, да. Столько есть разных художниц и художников и тут не может быть ограничений.
-Но всё равно есть какие-то хорошие сильные современные художники и их что-то отличает.
Меня всегда притягивало то, что ты уже сказал вначале, какая-то личная история и искренность. Это я как зрительница рассуждаю. И в своём искусстве я тоже пытаюсь это делать — мне всегда не хватает в искусстве людей, личности художника. Когда ты приходишь на выставку, смотришь работы, которые тебе понравились, идёшь к экспликации и не видишь там человека — образ сразу рассыпается. Мне всегда хотелось, чтоб за каждой работой было видно человека, который её создаёт. Но это субъективно.
Alice Hualice х маска «Холодное солнце»
-Это очень крутая идея для музея — возможность беседовать с художником, может виртуально.
Да, небольшими шагами я пытаюсь это делать. Когда выставляю где-то свои работы, стараюсь включить свою биографию, такую, чтоб было понятно что я за человек, что люблю. И в этом могут помочь нам соцсети, где можно показать свою реальную жизнь. Не просто быть человеком, который где-то отстранённо разместил работы, а при этом быть ещё человеком, который позволяет зрителям заглянуть куда-то за ширму всего и, думаю, таким образом ты можешь гораздо больше рассказать о своих работах, чем если напишешь очень классную и чёткую концепцию.
-Да, Пикассо говорил, что ему не были бы интересны работы Сезанна, даже, если бы эти яблоки были написаны в тысячу раз лучше, если бы это не был Сезанн — важна личность художника.
Его история ещё.
Alice Hualice, «Язва», Voblago.Club
-И она воздействует не менее сильно, чем произведения?
Думаю, да. У меня часто бывает так, что когда я пишу какие-то концепции — это прям ужасно, очень плохо пишу. Если я просто говорю, получается что-то более-менее адекватное). Когда у меня кто-то спрашивает про мои работы, есть приём, я начинаю как будто говорить про них, а потом увожу разговор на истории из личной жизни, а работы становятся как бы фоном, окружением того, что происходит в моей жизни.
Полина Аскери — Askeri Gallery
Полина Аскери у стенда Askeri Gallery, фото предоставлено Полиной
- Почему именно эти работы, эти художники и что вам кажется важным на blazar?
BLAZAR - это ярмарка молодого современного искусства, поэтому мне было очень важно показать именно молодых и перспективных художников галереи. А их немало: я очень рада, что экспертный совет одобрил работы Глеба Скубачевского, Антона Тотибадзе и Фёдора Петрика — это одни из моих самых любимых авторов. Я очень люблю скульптурные формы Фёдора Петрика, мне также близка и кропотливая, медитативная практика Глеба Скубачевского, и более того, его работы появились в моей коллекции ещё задолго до появления галереи. Моя коллекция российского современного искусства началась с покупки работ из галереи Айдан Салаховой, чьей работой я безмерно восхищаюсь. Это как раз произведения Глеба Скубачевского, Павла Полянского и Фёдора Петрика. Один из самых ярких художников галереи - Антон Тотибадзе. Его студия расположилась совсем рядом с Поварской, где находится ASKERI GALLERY, и мы давно дружим со всей его семьёй.
Антон Тотибадзе, «Неудавшееся свидание дровосека Сергея», Askeri Gallery
Все художники - уникальные, яркие и очень интересные. Мне кажется, стенд получился очень глубоким и наполненным смыслами. Почему именно эти работы? Мне важно, чтобы произведения художников сочетались между собой, и всё смотрелось органично.
Фёдор Петрик, «Челобрек», Askeri Gallery
Я верю, что искусство должно нести позитивные эмоции, и художники ASKERI GALLERY всегда отвечают моему внутреннему стремлению показать миру как можно больше ярких, интересных и позитивных работ. Все художники разные, но говорят они об одном: через искусство человек способен прикоснуться к более глубоким смыслам жизни, к свету, красоте, и свободе, которая достигается через эту красоту. Именно искусство даёт человеку возможность почувствовать себя свободным. Это очень важно в современном мире, наполненном спешкой и суетой.
-Что привносят новые молодые художники в развитие российского современного искусства, ведь у них совсем другое мышление?
Мои художники привносят позитив и яркие краски, но одновременно говорят о том, что происходит в жизни страны в целом. Они всегда очень актуальны, говорят на злободневные темы, но делают это очень красиво. Я думаю, что это и есть самое важное в мире искусства: чтобы художники развивали свои таланты и тянули людей к свету, пробуждали людей от спячки и погружали их в этот глубокий, яркий и уникальный мир искусства.
Глеб Скубачевский, «Coku tay 4», Askeri Gallery
- Как развивается арт-рынок, арт-комьюнити?
Рынок развивается стремительными темпами. На мой взгляд, чем больше будет галерей в России, тем лучше это для всех участников процесса, поскольку и коллекционеры, и галеристы, и художники будут получать от этого кайф.
Когда я только открывала галерею, многие коллеги по цеху меня категорически не поддерживали. Однако я была очень настойчива в своем стремлении работать с миром искусства, и сейчас очень рада, что решилась не сворачивать с этого пути.
Теперь у меня есть возможность помогать другим художникам и галеристам в их поисках и реализации их творческих замыслов в полном масштабе. Я не только владею и галереей и продаю искусство, но и занимаюсь просвещением: читаю лекции по современному искусству, в последнее время всё чаще. И я вижу большой отклик в сердцах людей на то, чем мы занимаемся в ASKERI GALLERY. И я убеждена, что чем больше будет людей, вовлечённых в этот процесс, тем интереснее будет жизнь у нас в стране в целом.
Андрей Чугунов — независимый художник (Екатеринбург)
Андрей Чугунов Х его тотальная инсталляция «perfect sync», фото Анна Марченкова
-Андрей, расскажи, что это?
Здесь представлена серия моих работ, называется «14 радиопульсаров: точные данные. Информация требует обновления», она связана с другой частью моих работ, которая вдохновлена космосом и, в том числе, определённого рода кодировкой. В данном случае это не просто какие-то 14 звёзд, это те звезды, которые глубоко укоренены внутри человеческой культуры и истории. Астрофизик Карл Саган в 70-х годах, когда запускались миссии Pioneer и Voyager, сказал, что это первые космические аппараты, которые вылетают за пределы солнечной системы и нам нужно дать какую-то карту, по которой можно будет определить откуда они выпущены – вдруг их кто-то найдёт. Своеобразное «послание в бутылке». И меня очень сильно заворожило, как именно он подошёл к формированию языка для общения с другим, неизвестным, инопланетным. Языком человечества стала кодировка — мы кодируем свой собственный язык и в данном случае, это бинарная кодировка. Можно сказать, что бинарный код, это еще один язык человечества. Потому, что он везде используется — в электронной технике, в цифровых технологиях и это наше продолжение, абсолютно в нас встроенное. Мы на нём не говорим, но машины, которые мы создаём на нём говорят. На представленных полотнах представлены астрофизические данные, закодированные в этой же бинарной кодировке, которые актуальны в данный момент, и мне нравится эта история — они постоянно изменяются, в каталогах их обновляют раз в 20 лет. Следующее обновление должно быть через 2 года, поэтому моя серия называется «Точные данные. Информация требует обновления», данные были точными 18 лет назад.
-Интересно, 20 лет, это почти возраст одного поколения. Это закодированный звук или месторасположение?
Это параметры звёзд: сила магнитного поля, период вращения вокруг своей оси и другие основные характеристики, физические величины — числа из справочников, представленные в бинарной кодировке.
Андрей Чугунов, «j1935+1616», работа из серии «14 радиопульсаров: точные данные. Информация требует обновления», blazar
-Сложно)
Да) Все разными вещами вдохновляются, я сильно вдохновляюсь чем-то научным и пытаюсь там найти определённую поэтику. Например, космос идеальное пространство, чтобы говорить о смерти и быстротечности человеческой жизни в рамках космических временных масштабов. Практика печати на ткани вытекла из моей звуковой инсталляции. Она называется «Идеальная синхронизация». Там была создана математическая модель каждой из этих звезд на основе астрофизических данных, которые здесь отражены. И в инсталляции была представлена следующая механика: нейтронные звезды одновременно рождались и умирали, параллельно проживая свой жизненный цикл, а их изменения в состоянии переводились в звук. Колонки были расположены так, как эти звёзды расположены на карте относительно солнечной системы. Зритель заходил в центр инсталляции и слышал, как каждая звезда меняется с течением времени. И многомиллионный жизненный цикл этих звезд был сжат до двух с половиной часов, формируя поток параллельных времен. Мне хотелось так или иначе подтолкнуть человека к мысли «а сколько мое время занимает в этой временной линии?». В рамках инсталляции было много элементов, так или иначе использующих эстетику звукового оборудования. Помещение, в котором монтировалась работа, было просторным и с высоким потолком. Из-за этого возникали звуковые отражения, которые нужно было предотвратить. Так возникла история про звукопоглощающие полотна и на них я как раз разместил эти данные звёзд. Они висели высоко, и мне нравилось в той инсталляции, что их нельзя было достать рукой, метафорично показывая сложность научных знаний, которые требуют определённой подготовки, чтобы их расшифровать. А с другой стороны, мы не можем их достать рукой, как и звёзды.
Андрей Чугунов, тотальная инсталляция «perfect sync», фото Екатерина Пряничникова
-Это чисто-физические параметры? А почему их так много?
Потому, что их много). Есть какое-то космическое тело, это как у нас есть сердцебиение, состав клеток, а у звёзд есть все эти характеристики. Например, радиопульсары очень быстро вращаются вокруг своей оси, это сумасшедший период в миллисекунды, это очень быстро для космического тела, невероятно! Можно сравнить их с супер точными атомными часами, раскиданными в космосе – так же медленно эти звезды замедлят свое вращение.
Текст: Михаил Ситников, Instagram