Эксперименты с душевной наукой: как художники играют в пинг-понг с психологами

Психология как наука обнаружила себя многим позже, чем искусство, и нет никакой нужны устраивать гонки между этими двумя институциями. Внутренние процессы человека до сих пор подвластны эмпирическим вычислениям лишь отчасти. До сих пор людям неведомы знания о том, как зарождается их мысль, в каких областях прописана память и, конечно же, почему кто-то становится художником. Выбирает именно этот путь познания и взаимодействия с миром. Что играет ведущую роль в этом процессе? Окружающая среда? Задатки? Способности? Темперамент? Автор не ставит перед этим текстом задачи разобраться в исходных данных творчества и оставляет вопросы источников на другой раз. Здесь мы будем говорить о таком явлении, как обмен информацией, не более того.

Поскольку творчество немыслимо без подражания и большая часть современного искусства представляет собой игры с прошлым, мы решили посмотреть на эти игры поближе, выбрав психологию в качестве игрового поля. Три, два, один… 

 JERKFACE

Small World, 2016

Всем нам хорошо известна теория «шести рукопожатий», кому-то по фильмам «Елки», а кому-то и по собственному опыту. Согласно этой теории, два незнакомых человека разделены между собой не более чем 5-тью уровнями общих знакомств. Феномен «тесного мира» - так называется эксперимент, в результате которого была установлена эта закономерность. В нашем случае она называется теорией «шести рукопожатий». Проводил его, кстати, Стэнли Милгрем. Тот самый Стэнли, что в свое время подошел довольно-таки радикально к изучению подчинения авторитету. 

Поскольку у нас есть как минимум 6 рукопожатий, обратимся и к когнитивной психологии, а именно вспомним о подходах к решению задач. Иногда случается, что техническое задание насколько плохо структурировано, что никаким простым способом от его бремени не избавиться. Тогда мы комбинируем несколько стратегий. Это могут быть как «мозговой штурм», так и «метод проб и ошибок», а также аналогии, проверка гипотезы, анализ средств и цели и даже исследование.

 

DARRYL JENIFER

Brainstorm, 2016

Иногда художники затевают игры и с нашим восприятием. Мастером в этой области, безусловно, можно считать Маурица Эшера. Молодые художники тоже не прочь поэкспериментировать. 

EBBE STUB WITTRUP

Necker Cube, 2011

 Обычно мы выстраиваем гипотезу о том, что видим, основываясь на прошлом опыте. Распознаем образы, исходя из контекста. В случае же столкновения с оптической иллюзией, наш мозг выделяет сразу несколько ответов, в равной степени достоверных, оставляя наше зрительное восприятие в подвешенном состоянии.

Оптические иллюзии порой гипнотизируют зрителя, так что и гипнозу есть место в художественной среде. Несмотря на то, что существует очень много споров вокруг данного психотерапевтического приема и гипноз постоянно критикуют, данный метод решает поставленные перед ним задачи. 

И задачи эти, как правило, делятся на два типа: анализ проблемы (поиск причины ее возникновения), либо же суггестивная терапия (работа с внушением). Как самостоятельный метод гипноз, увы, не работает и всегда является частью терапии, но как произведение искусства - вполне себе.

FEDERICO URIBE

Blue Hypnosis, 2014

Как мы помним, Аристотель считал, что «целое больше, чем сумма его частей». Гештальтпсихология базируется на том же принципе, вводя в организацию восприятия структурные принципы. Например, мы склонны объединять объекты и воспринимать пять олимпийских колец именно как кольца, а не как сложную комбинацию круглых форм. Наш мозг заполняет пробелы в образах, лишенных завершенности. В других случаях «дорисовывает» границы, выделяет фигуру и фон, тем самым не давая нам воспринимать оба этих элемента одновременно.

GIOVANNI PIZZO

 Sign Gestalt N. 106, 1963

 Если бы наш мозг не поступал таким образом, мы бы постоянно сталкивались с дополнительным стрессом, который и так влияет на наше здоровье, то в позитивном ключе, то в негативном. «Эмоциональное выгорание», о котором мы так наслышаны, лишает нас адаптации, а андреналиновая усталость и перегрузка расстраивают мышление и память, что может привести к хроническим заболевания. 

CRAIG DAMRAUER

 STRESS

 Так и до панических атак недалеко, но мы не будем касаться темы фобий, поскольку это уже пограничная зона.

BERNARDO SICILIANO

 Panic Attack , 2015

 Подведем итог нашего небольшого пинг-понга. Не иначе время таймбрейка, ведь мы все время куда-то спешим, как в той притче про «доброго самаритянина». А ведь искусство по своей сути и есть тот самый нуждающийся, мимо которого мы проходим. И чаще вовсе не потому, что произведения не цепляют или же требует на себя времени. Мы всего лишь погружены в свои мысли. И они, в свою очередь, все больше поглощают нас, лишая возможности распознавать прекрасное. 1:1.

JEFFREY BEAUCHAMP. Kate the Good Samaritan