Экспрессионизм и Мост /еxpressionismе and die Brücke

от expressio /лат./ - выражение, выразительность (1905-1920)

 

от Die Brücke /нем./ - мост (1905—1913)

Течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку, танец и первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу "Мост", которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе "Моста" было много общего с французским фовизмом. Группа "Мост" - объединение немецких художников, созданное студентами архитектурного отделения Высшего технического училища и Школы искусств в Дрездене. 7 июня 1905 года считается днём основания одной из самых известных художественных групп Германии. В этот день четыре молодых студента, уже давно знавшие друг друга, решили объединить свои усилия по созданию новой живописи. Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Название объединения они нашли в сочинениях своего кумира философа Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Они не принимали современной живописи, их отталкивал и академический натурализм, и поверхностный югендштиль. Художники увлекались наивным искусством примитивов, народных мастеров, детскими рисунками и произведениями душевнобольных, находя там искренность и непосредственность выражения. Более того, они пытались достигнуть своего идеала не только в искусстве, но и в жизни. "Молодые художники открыли на лесных озерах Морицбурга саксонскую Аркадию. Они поселились в прибрежных камышах со своими натурщицами, ходили обнаженными под летним солнцем, купались, отдавали дань Эроту, живя in unio mystica с природой. Они изображали себя и своих натурщиц в самых дерзких ракурсах, добиваясь острых ритмов, деформировали тела с поразительной самоуверенностью. Манифест, выпущенный ими в 1905 г., гласил: "С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами"! Молодые немецкие художники не задумывались над способом, стилем и техническими приемами изображения, но в их манифесте уже прозвучало ключевое слово "выражение" (нем. Ausdruck — экспрессионизм).

Однако если французские импрессионисты ради "выражения" обращались к природе, то немецкие экспрессионисты, напротив, замкнулись в себе и стали искать, пользуясь определением Ницше, "религиозную чувственность искусства". Картины, рисунки и гравюры художников группы "Мост" подчеркнуто грубы, архаичны, они демонстрируют пренебрежение красотой формы ради непосредственности выражения. В творчестве "мостовцев" радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы - "знаки", окружающие человека. Полностью потеряли свое значение свет и светотень, так как их функцию перенял цвет, ставший духовным компонентом изображения - светящиеся, "сытые" краски, нанесённые широкой кистью плоскими мазками и часто обведённые жёсткой линией контура. Художники группы "Мост" не находили признания у зрителей. В 1910 г. М. Пехштайн, Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель и К. Шмидт-Роттлуфф вошли в "Новый Сецессион". Всего же к моменту распада группы в ней официально насчитывалось 75 членов, подавляющее большинство из которых принимали в работе группы лишь финансовое участие. В 1913 году Л. Кирхнер пишет "Хронику ГХ Мост", которая приводит к разрыву между художниками. М. Пехштейн со скандалом выходит из группы, а Хеккель, Шмидт-Ротлуф и Мюллер публично обвинили Кирхнера в самовосхвалении, одностороннем выпячивании своей значительности в деятельности группы. 27 мая 1913 года группа "Мост" разослала своим "пассивным" членам извещение о том, что группа прекращает своё существование.

Когда в Веймарской республике после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться. Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Пастозные, резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — О. Кокошки и Э. Шиле. В поисках наивысшей эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма. Из числа крупных представителей течения только Кокошка (1886—1980) застал возрождение всеобщего интереса к экспрессионизму в конце 1970-х гг.

В Берлине создан отдельный музей художественной группы "Мост" — Brücke-Museum.

Художники: Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), Фриц Блейль (Fritz Bleyl), Карл Шмидт-Ротлуфф (Karl Schmidt-Rottluff), Эрих Хеккель (Erich Heckel), Макс Пехштейн (Max Pechstein), Эмиль Нольде (Emil Nolde), Отто Мюллер (Otto Mueller), Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), Эгон Шиле (Egon Schiele), Август Маке (August Macke), Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela), Кеес ван Донген (Kees van Dongen), Богумил Кубишта (Bohumil Kubišta), Куно Амье (Cuno Amiet), Жорж Руо (Georges Henri Rouault), Хаим Сутин (Chaim Soutine), Макс Бекман (Max Beckmann).

Выставка: 1906, "Выставка группы "Мост", Дрезден, завод Зайферт. 1912, Кельн, Зондербунд, выставка "Немецкие экспрессионисты".

Тексты: Э.Л. Кирхнер "Мост. Хроники", 1913; П.Фехтер "Экспрессионизм", 1914; Х.Вальден "Экспрессионизм. Художественное направление", 1918.

См. также статьи: Постимпрессионизм, Примитивизм, Сецессион, Фовизм, "Синий всадник", Новая вещественность.

Описание некоторых произведений:

Эмиль Нольде "Пляска вокруг золотого тельца", 1910. Холст, масло. Мюнхен, Новая Пинакотека. Картина вдохновлена сюжетом из Ветхого Завета. Она входит в цикл произведений на религиозную тему, который открывает "Тайная вечеря" 1909 года. Упоение и неистовство танца передает колорит, в нем преобладает контраст дополнительных цветов: желтого и голубого. Приглашенный учавствовать в "Мосте" именно благодаря своим необыкновенным "колористическим бурям", Нольде пишет, пастозно, сгущающимися или протяженными мазками, нередко, по свидетельству очевидцев, использует не только кисть, но и пальцы, тряпье и кусочки картона. Художник работает по воображению, без эскизов и даже первоначального проекта. Он пишет: "Я стараюсь избегать предварительных размышлений о картине. Мне достаточно самой общей идеи относительно света и цвета. Дальше работа развивается уже у меня под руками".

Эмиль Нольде "Пляска вокруг золотого тельца", 1910