Елена Ковылина. ОБРЯДЫ

Галерея Файн Арт | 19.06 – 11.07.2014

Не правда ли, знакомые с детства стихи Василия Жуковского отсылают нас к тому романтическому периоду юности, когда мы мечтали найти цветок папоротника, плели венки и пускали их по воде, гадали различными старинными способами на святки и в другие старинные праздники, прыгали через костер на Ивана Купала. Старинные обряды и ритуалы не просто украшали жизнь, но были неразрывны с природой, историей и культурой. Из великого множества обрядов и ритуалов прошлого мало что дошло до наших дней, к тому же такие праздники как Хеллоуин, Валентинов день, Масленица скорее можно отнести к бизнес-проектам наших дней. Новый проект Елены Ковылиной «Обряды» состоит из живописных полотен, в центре которых либо персонажи ритуальных процессов, либо важные их объекты. Интерес художника к данной теме следует рассматривать в свете ее занятий практикой перформанса. Очевидно, что между обрядом и перформансом есть общее, несмотря на разность сущностей и целей. Например, им обоим присущи определенная система и последовательность действий, иными словами – ритуал. Однако на этом сходство заканчивается. Перформанс совершается в пространстве искусства – части обыденного, жизненного пространства человека. Обряды, ритуалы принадлежат сакральному пространству, так как всегда обращены к божествам, духам, мистике, потустороннему и другим иррациональным представлениям. Вдохновением для создания цикла картин "Обряды" послужила эстетика славянских обрядов дохристианского, языческого, периода с их ярко выраженными чувственностью, телесностью, когда обнаженное тело служит знаком, символом единства человека и Природы. В этих обрядах Ковылиной близок диалог человека с природой, со стихиями воды, огня и солнечного света. Отсюда картины, посвященные Летнему солнцестоянию (Ивана Купалы), например, «Веночек», «Над костром». В искусстве перформанса многие художники были под впечатление обрядов и ритуалов. Так, Йозеф Бойс выстроил свою художественную образность на обращении к эстетике шаманизма, Марина Абрамович в одной из своих известных видеоработ обращается к славянским обрядам плодородия. Основой перформанса «Красные гранаты» Елены Ковылиной явился старинный свадебный обряд некоторых восточных стран, в другом своем перформансе она использовала клубки шерсти – символ языческой богини Макоши, покровительницы брака и родов. В 2013 г. состоялась живописная выставка Е.Ковылиной «Красные гранаты» - дебют мастера в Галерее «Файн Арт» и одновременно заключительная часть цельного произведения, представляющего триаду: перформанс – видео/фото – картина. Обращение художников к древним обычаям и ритуалам как бы размывает границу между сакральным и обыденным, вместе с ними мы возвращаемся к Природе, так близкой нашим предкам, приобщаемся к священному, на какое-то время наша жизнь приобретает особый смысл.. Елена Ковылина – специалист в области медиа арта, перформанса и акционизма, лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация-2006, участник ок. 300 международных выставок и проектов, автор и продюсер более 100 художественных проектов, педагог. В Санкт-Петербурге открылась престижнейшая международная выставка Манифеста 10, для которой Е.Ковылина провела перформанс «Равенство» на Дворцовой площади. В Главном Штабе представлено видео этого перформанса.

Галерея Файн Арт

19.06 – 11.07.2014

Елена Ковылина. Над костром, 2014 , холст/масло, 180х 210 см