Фабрика чудес

25 сентября на площадках Центра Творческих Индустрий ФАБРИКА открылось сразу семь выставок, которые участвуют в специальной программе Шестой Московской Биеннале современного искусства. Даже самый подготовленный зритель, входивший в тот вечер на территорию, сразу же терялся из-за огромного количества проектов и перформансов. Здесь были и диковинные огненные люди, и гусли, которые сами исполняли музыку, и призраки уволенных офисных сотрудников... Но обо всем по порядку. 

Первое, куда по наитию шел каждый зритель – зал АРТ-ХАУС. Здесь открылась выставка «Некоторые места еще остались невразумительными...» (куратор – Елена Куприна-Ляхович). Инициатор проекта Людмила Горлова, тщательно изучив все возможные пересказы и переводы «Слова о полку Игореве» – одного из самых загадочных произведений в русской литературе, создала серию комиксов, которые, однако, противореча законам жанра, не имеют никакой сюжетной последовательности. Лучшими иллюстрациями к «Слову» считаются лаконичные гравюры Владимира Фаворского, возможно именно поэтому Людмила тоже отказалась от цвета. В интерактивном объекте группы молодых художников «Прототип» используется музыкальный шедевр Александра Бородина. Гусли, о которых нам столько рассказывали в сказках, ожили и по мановению пальцев зрителей начинают наигрывать мелодию. Группа «Новые нормальные» (Константин Звездочетов, Александр Петрелли, Алена Иванова-Йохансон) представила нашему вниманию свою (анти)оперу, которая по своей условности напоминает мейерхольдовские театральные опыты. В разговоре об этой выставке так же нельзя не упомянуть еще один объект – инсталляцию Андрея Филиппова «Лебединое озеро». По зеркальной глади плывут непривычно зловещие лебеди, которые как будто угрожает всем и каждому на своем пути. Знающие новейшую историю России зрители тут же вспомнят путч 1991 года, символом которого стал ни в чем неповинный балет Чайковского. По догадкам исследователей в «Слове о полку игореве» лебедь – половецкий символ, который так же сулит опасность и разрушения. Однако, эта птица крайне редко упоминается в произведении.

Следующий зал – Оливье, в котором находится выставка с парадоксальным названием «Центр точки находится сбоку» (куратор – Елена Шипицина), представляет собой импровизированный природный грот, в котором происходят настоящие чудеса.  Это проект «Екатеринбургской галереи современного искусства»- единственного регионального участника Специальной и Параллельной программ Московской Биеннале. Художники развивают актуальную идею того, что человек считает природу уже давно изученной и поэтому перестал обращать на нее внимание. Однако окружающий мир не так прост, как кажется. Даже самые банальные вещи – земля, трава или камень – могут представать в необычном свете. Авторы работ ставят своеобразный эксперимент, пытаясь изменить оптику зрительного восприятия привычных  для нас вещей. В таком контексте центр точки может действительно оказаться не то что сбоку, а где-то за ее пределами.

 Чтобы добраться до выставки «Завершение работы», проекта Влада Незабудкина и Forget-me-not Art Team, приходилось несколько раз спросить дорогу, потому что зал, отведенный для этого проекта в 3 корпусе, находится в совершенно неочевидном месте. Все страдания того стоят, потому что в моем личном хит-параде трогательных выставок «Завершение работы» получает почетное первое место. Проект рассказывает нам историю кризисов, в которых человечество живет последние два века, при этом не грузя зрителей статистикой и сложными экономическими данными.

 Кризис  у каждого из нас неминуемо ассоциируется с кадровыми сокращениями. Художник долгое время фотографировал и собирал предметы, брошенные на рабочем месте уволенными сотрудниками. Эти вещи с одной стороны приоткрывают душевные привязанности их бывших владельцев, а с другой – становятся немыми свидетелями эмоционального торнадо, которым сопровождается увольнение и нарушение спокойного миропорядка владельца. Таким образом, перед нами предстает большая коллекция записок, высохших цветов, старых компьютеров и даже пустых винных бутылок, которая в другом контексте выглядела бы как груда мусора.

 Пройдя эти три прекрасные выставки, уже появляется ощущение переполненности, однако любознательность заставляет подняться на третий этаж, чтобы рассмотреть экспонаты проекта «Парк Дистопия», которую подготовило для нас «Агентство Сингулярных Исследований» (Анна Титова и Станислав Шурипа). Это мультимедийная экспозиция, напоминающая то ли квест, то ли детскую игру, в которой участники, произнося по одному предложению, рассказывают какую-то абсурдную историю. Перед нами предстает "часть вымышленного архива, посвященного истории и визуальной культуре двадцатого века". Зритель может сам выбирать маршрут, таким образом выстраивая собственную версию истории. В документах, представленных на всеобщее обозрение,  упоминаются знакомые события, связанные между собой неизвестной версией истории, в которой факты, имена и смыслы подверглись неожиданным, хоть и не всегда бросающимся в глаза, смещениям и трансформациям. Кажется, что мы все принимаем участие в общем сновидении, в котором логика событий искажена и противоположности сливаются. 

 Проект «Невесомость» Ивана Дубяги расположился в огромном проходном зале 4 корпуса (Цех отделки) Фабрики и представляет собой импровизированную аллею из работ художника. В основном это едкие и саркастичные картины, написанные на чем придется (фанера, холст, картон, стена…). Они повествуют о таком двойственном состоянии «невесомость». С одной стороны это ощущение легкости, с другой – утрата всех возможных опор. В пограничном состоянии эйфории и ужаса находятся все персонажи Ивана.

 Последняя выставка, которую мы сегодня посетим – проект «И не важно, что телефон звонит…»выпускников HISK (Высшая школа изящных искусств Гент, Бельгия). Здесь нас ждет множество совсем разных проектов, с виду никак не связанных между собой. Висящие замысловатые конструкции, напоминающие сложные морские кораллы, испорченные в типографии газетные листы, создающие своеобразный рисунок, своеобразный сад, в котором расположились тряпичные скульптуры… 

Куратор проекта Олег Матрохин в сопроводительном тексте говорит о том, что гармония мира стала хрупкой как никогда. Мы живем в эру информационных технологий, когда каждое известие может облететь мир за считанные доли секунды и разрушить чью-то жизнь. Он сравнивает этот бесконтрольный информационный поток с потоком водным, поэтому, наверное, выставка напоминает бурлящую реку.

 Так же в этот день состоялась презентация интересного проекта Паруйра Давтяна «Что есть искусство?». Он продолжает бесконечный спор о природе и назначении творчества и предлагает с помощью классиков и зрителей попробовать расставить все точки над I. Автор устанавливает автоматы по продаже конфет сразу на нескольких площадках Биеннале. За 10 рублей посетитель приобретает капсулу, состоящую из конфеты и вкладыша – цитаты великих людей об искусстве: писателей, философов, художников, критиков и кураторов. Вкус карамели заставляет работать вкусовые рецепторы, а прочитанная фраза побуждает к размышлению. Проект интерактивный: всё новые фразы зрителей, размещенные на специальном сайте whatisart.ru появляются в конфетном автомате.

Под конец многочисленных зрителей (а на Фабрике в тот вечер был полный аншлаг) ждал сюрприз – театр «Огненные люди» представлял свою программу «ARIEL». С неба сыпались блестки, пушистое чудо исполняло пируэты прямо на стене, а мрачные висельники испытывали наши нервы на прочность. И сразу после этого всех пригласили посмотреть еще одно шоу «Пожарная дюжина», своей трогательностью напоминающее лучшие выступления театра Славы Полунина. 

Уставшие и довольные зрители разошлись далеко за полночь. 

Все биеннальные проекты ЦТИ ФАБРИКА продлены до осенней Ночи Искусств, которая в этом году пройдет в Москве с 3 на 4 ноября.

Текст: Мария Назарова

Фото: Анна Расторгуева