Галерея Электрозавод — лаборатория для создания искусства

Уже почти 10 лет в Москве существует галерея «Электрозавод» — выставочное пространство, созданное и управляемое художниками. За время своего существования галерея показала более ста выставок российских и зарубежных художников и, судя по всему, не собирается снижать темпы, чему мы очень рады. ART Узлу вообще интересны независимые площадки, и мы побеседовали с Викой Малковой и Димой Филипповым о том, как им удаётся совмещать управление галереей с собственной художественной практикой, как пространство живёт и развивается, и какие они питают надежды на будущее.

Беседовала Ольга Сельващук
Фотографии предоставлены галереей “Электрозавод"

Дима Филиппов: Ну расскажи, о чём это всё...

Ольга Сельващук: Мы в рамках совместного проекта с ART Узлом делаем серию интервью с участниками российского арт сообщества, и мне пришла в голову мысль поспрашивать у вас, как вы докатились до жизни такой — художники, они же кураторы, они же галеристы...

Вика Малкова: Нет-нет, мы художники в первую очередь, точно не галеристы. Кураторы и менеджеры — по обстоятельствам.

ДФ: Это неизбежное зло, нам просто приходится всем этим заниматься...

Электрозавод, Тимофеева Наташа, без Названия, 2014

ОС: Мне стало интересно, чем для вас является это пространство, как всё начиналось, как менялось, куда дальше идёте.

ДФ: Всё началось в 2012 году с группы молодых художников, кто-то был из Свободных мастерских (Школа современного искусства «Свободные мастерские»), кто-то учился в ИПСИ (Институт проблем современного искусства)... По инициативе Леонида Ларионова было снято помещение, которое отремонтировали силами друзей. Все участники только входили в арт-среду, поэтому нельзя сказать, что на тот момент у них была какая-то продуманная стратегия. Было жгучее желание создать альтернативное место для художников, где можно было бы встретиться, обсудить, что происходит. На тот момент, по ощущениям, такого места не было: были или арт-школы, где все встречались в более зарегулированном формате, либо выставки и вернисажи, куда можно и нужно ходить, но это уже сформированные площадки. Я лично попал сюда в 2013 году (тогда это ещё была арт-площадка «Периметр»). У меня был небольшой опыт создания похожих пространств в Барнауле; я подумал, что проект интересный, и решил включиться. 

В течение 2013 года сформировалась первая более-менее стабильная команда из шести человек. 

Электрозавод, Зинцова Наталия, Близкие люди, 2016

ОС: Куда делись остальные?

ДФ: Отвалились. Приходить и весело проводить время — не то же самое, что заниматься всей рутиной: взаимодействовать с художниками, организовывать выставки, принимать гостей и так далее. Многое делалось вручную и отнимало кучу времени. В какой-то момент встал вопрос об ответственности — финансовой, организационной и так далее. 

Электрозавод, Изжога, 2016

ОС: И что это было в тот момент: выставочное пространство? Клуб?

ДФ: Сложно дать точное определение. Я бы сказал, что вначале это было попыткой создать что-то вроде арт-группы, которая совместно, в обсуждении, разбирает и придумывает идеи, но это оказалось совсем нерабочей моделью, мы были все слишком разными. Поэтому от такой совместной художественной работы мы отказались, но возвращались к этой теме, если нас кто-то звал. Мы могли как группа поучаствовать где-то на внешних площадках.

Электрозавод, Лучшие дни чтобы остаться до утра, галерея на Таганке, 2016

ОС: А кто платил за помещение?

ДФ: Первые несколько взносов делал Ларионов. Потом пришлось искать другие варианты. Вроде шесть человек, но все были на разных уровнях возможностей и желания участвовать финансово. В какой-то момент вопрос оплаты аренды встал очень остро, а так как мы не договаривались об условиях «на берегу», то найти решение было непросто. Мы смотрели на коллег, там все выкручивались, как могли: кто-то съёмки проводил в помещениях, кто-то организовывал мастер-классы. А мы подумали, что могли бы сдавать помещение художникам для работы. Как раз Вика с Полиной (Вика Малкова и Полина Москвина) тогда пришли первыми, это был в 2014 году.

ВМ: Да, да, мы сразу отозвались. Я знала ребят, к кому мы идём, я была на их выставках, Олег и Лёня (Олег Фролов и Леонид Ларионов) проводили экскурсии, рассказывали о площадке, мы вместе с ребятами уже выставлялись в «Облаке» на «Фабрике» (Выставка в рамках специальных проектов 5-ой Московской биеннале современного искусства в 2013 году) – кураторском проекте Виктора Скерсиса, как раз посвященном различным объединениям – «облакам» художников, проектным или постоянным. Мы с Полиной работали как арт-дуэт, и нам в целом были интересны взаимодействие, обмен опытом, совместные проекты…

Take Your Time, 2017

ОС: То есть ты, Вика, просто пришла в резиденцию поработать. Как тебя угораздило в это всё... из нормальной резидентки...

ВМ: Из резидентки в кураторку? 

ОС: Ну да.

ВМ: До сих пор не понимаю! Я добровольно занялась каталогом — это было сразу же, летом 2014-го. Как человек со стороны, я сказала, что надо все выставки документировать и архивировать. В общем, начала я заниматься каталогом, оглянулась — а уже и выставками занимаюсь.

MMXVIII, 2018

ОС: То есть вы для оплаты аренды сдали помещение под работу художникам и организовали некую арт-резиденцию?

ДФ: Не знаю, можно ли так сказать. Мы открыли пространство для работы другим людям, у нас много художников поработало. Кто-то приходил надолго, кто-то на один проект.

ОС: Я уже насчитала три этапа развития. Сначала вы хотели создать пространство для общения, потом арт-группу, потом открыли арт-резиденцию. Плюс выставочное пространство. Вот эти изменения шли в плюс, в минус? Потерялась ли атмосфера? Или, наоборот, с резидентами появилась свежая волна идей и энергии?

ДФ: Мы старались вовлечь резидентов в наши групповые проекты и давали им возможность выставляться, если были какие-то интересные идеи. Но наш состав и резиденты не смешивались.

ВМ: Да и резиденты разные. Кто-то хочет вовлекаться в выставочные проекты, а кому-то нужно просто место для работы. Но многие, кто проработал год-два, часто говорят, что практика и вовлеченность в разные проекты дали им очень много опыта и комплексное понимание процесса.

ДФ: В общем, проблему оплаты аренды мы решили и до 2016 года у нас всё более-менее устоялось, шла системная выставочная работа. А в 2016 году мы внезапно потеряли помещение, и после был публичный период, когда мы делали много проектов на других площадках и даже в какой-то мере ретроспективные выставки.

Сушенкова Татьяна, 0, 2019

ОС: Вот я опять занудно спрошу: вы делали ретроспективные выставки как художники или кураторы?

ВМ: Сложный вопрос. Мы и художники, и кураторы одновременно.

ДФ: У нас не было аналитического кураторского подхода, мы жонглировали материалом, который у нас собрался: артефакты, мебель и так далее. Мы хотели сохранить дух нашего сообщества, нашей группы... Мы делали инсталляции... так что я считаю, что мы были художниками. С претензией, конечно. Я даже тексты писал, но они не были искусствоведческими или исследовательскими.

Дальше надо было определяться с будущим, соизмерить амбиции и возможности. Нашли это помещение, на ремонт собирали через краудфандинг на «Планете». Ремонт длился восемь месяцев, был очень сложным и дорогим, но мы хотели привести помещение к кардинально иному виду и потратили кучу времени и здоровья. 

Сушенкова Татьяна, 0, 2019

ОС: Новое место поменяло характер проектов, которые вы выставляете?

ДФ: Конечно. Вообще, пространство определяет всё. В том помещении мы создавали ситуации, встречи, мы работали с какой-то локальной аудиторией. Я даже не могу сказать, что мы целенаправленно занимались современным искусством. Нет, конечно, мы делали выставки, но элемент тусовки сохранялся. Люди приходили в несколько мест сразу...

ВМ: ...некоторые приходили просто на «Электрозавод», на архитектуру посмотреть.

ДФ: А тут территория НИИДАР очень большая, фрагментированная. Многие художники, что снимали на «Электрозаводе», переехали сюда, но там мы жили дверь в дверь, а тут на разных концах. Это разобщает. 

Зато именно в этом здании мы стали работать с внешними художниками, иногородними, зарубежными ребятами. Мы не хотим выставлять проекты на основании только своего вкуса, нам важно показать мир во всем разнообразии, ребят, у которых совершенно другие источники вдохновения, другая эстетика, другой фундамент для творчества. К тому же и само пространство галереи необычное, и нам интересно выставить то, что в другом месте не покажешь. Мы вышли за пределы своего кружка. Это место эксперимента, где художник может попробовать сделать что-то кардинально новое, проверить гипотезу, и мы в этом поможем.

Большая часть artist-run space в Москве работают по принципам комьюнити — они выставляют свои проекты, чем напоминают мне нас же в начале нашего пути.

Или, например, 22 Gallery, это кураторский проект. Там 22 студента-куратора, которые обкатывают свои кураторские идеи в своём пространстве. Это место эксперимента для кураторов.

ВМ: Я бы охарактеризовала наши выставочные проекты как дружеские. У нас нет задачи трансляции идеологии или систематизации, мы свободны от коммерческой галерейной деятельности, поэтому у нас развязаны руки. Большинство проектов — это пространственные инсталляции, мы можем себе позволить и абсолютно минималистичные, концептуальные высказывания, исследования, поиск языка, эксперимент. Часто к нам с такими проектами приходят художники, сотрудничающие с коммерческими галереями, но там они связаны своим медиумом и «продуктом» для продажи, а у нас другая направленность. 

Процесс формирования и создания выставки важен. Важна тусовка, открытие, обсуждения. Часто проходят групповые выставки-просмотры-тусовки студентов, где, конечно, есть какая-то общая тема, но суть – знакомства, поиск и общение, и это важнее. Мы предпочитаем дать зеленый свет пространственным, сайт-специфичным инсталляциям, предлагаем возможность выставить свою работу не «не важно в каком зале, лишь бы выставить», а именно в нашем пространстве. Делаем на этом акцент. 

Лично на своём художественном опыте могу сказать, что для художника часто персональный проект или выход в пространство – сложный шаг. Например, у тебя есть серия работ, концепт и материал для выставки, но работа с экспозицией – это отдельная важная часть. Сейчас, имея большой опыт, я, работая с проектом, сразу стараясь решить пространственные задачи, архитектуру или, так сказать, хореографию выставки, выстроить рассказ пластическими средствами. Стараюсь сделать выставку интересной для зрителя, а не просто просмотром отдельных работ. 

Happy Kawaii Friends, 2020

ОС: А сейчас вы занимаетесь выставками вдвоём?

ДФ: Ну не совсем, у нас есть люди, которые активно помогают организационно, финансово, своими скиллами, хотя не участвуют постоянно в выставочной деятельности. 

ВМ: Именно потому, что все знают, что у нас нет внешнего финансирования, нам очень много, в том числе и на монтажах, помогают друзья: художники приводят на монтажи своих знакомых, жен, мужей, нам часто помогают с оборудованием, которого всегда не хватает. В этом кто-то может увидеть и минус – нет профессионального монтажника или осветителя, но я предпочитаю видеть в этом плюс – можно учиться полностью самостоятельно продумывать свой проект, не бояться искать варианты, экспериментировать. Уметь не раздувать бюджет — их и так не часто дают. Потому что заложить хороший бюджет на продакшн несложно, а вот сделать интересно малыми средствами и выиграть при этом – надо постараться.

ДФ: У нас время от времени в резиденции появляются новые люди, которые готовы активно включиться в выставочную деятельность и как-то вывести пространство на новый уровень, развить его, но, как правило, они пробуют то, что мы уже испробовали и оно не сработало — и многие, разочаровавшись, перегорают.

Dima Gred, CornerCombination-2020

ОС: А что именно не получается?

ДФ: Чтобы произвести качественный скачок в том, что мы делаем, нужно менять систему фундаментально. Нужно иное финансирование: например, можно привлекать фонды, гранты. Нужен штат сотрудников, чтобы этим заниматься фул-тайм. Это уже полноценная институция, прямо настоящая. Этого делать никто не хочет по ряду причин, но основная – это ограничение свободы. Пока у тебя нет монопольного источника финансирования, ты свободен в том, что ты выставляешь. Тот, кто платит, может попросить закрыть выставку или наоборот, выставить что-то, что ты сам не стал бы показывать. Никто не даёт денег просто так. Даже художник, когда подаёт заявку на грант, может «подправить» свой проект, чтобы попасть под условия конкурса, а это уже компромисс. Это уже не то, что он хотел сделать. У нас совсем нет критического искусства — как критиковать существующие институции, если ты в них и за их же деньги выставляешься? Поэтому ты либо маргинал, либо сознательно или подсознательно подстраиваешься под требования и чутко считываешь намёки сверху. А нам никто не указывает, что делать, хотя есть обратная сторона медали – ограниченный временной ресурс. Как мы сказали в самом начале, мы в первую очередь художники, которые занимаются ещё и выставками. Если я начну больше заниматься выставками и галереей, то отберу время у себя и своего искусства. Поэтому наша площадка живёт, как живет, я – художник, я трачу времени на это ровно столько, чтобы это существовало и функционировало.

ВМ: У нас нет ни иерархии, ни четкой стратегии, все решается ситуационно, поэтому мы так долго живём.

ДФ: При этом я понимаю, что времени не хватает даже на ключевые вещи: доделать каталог, написать всем художникам, которые мне интересны, додумать выставочный проект. Это плохо, но у меня в приоритете моя художественная практика.

Лев Никитин, Сказка-2021

ОС: Что-то галерея у вас как нелюбимый ребёнок в семье.

ДФ: Не нелюбимый, а самостоятельный.

ВМ: Мы artist-run space – место, «управляемое художниками». Не менеджерами, не искусствоведами, а художниками. Со всеми вытекающими...

ДФ: Мы девять лет живём, и я не помню времени, чтобы у нас было денег на два месяца аренды вперёд. 

ВМ (смеётся): У нас теперь другое пространство: оно больше и дороже, и что у нас сейчас нет бОльшей суммы, чем на два месяца аренды… это прогресс!

Лев Никитин, Сказка-2021

ОС: А не страшно? Предсказуемого финансирования нет. Пока вам везло, но сколько может длиться удача?

ДФ: Ну, любой, кто снимал квартиру, бывал в такой ситуации, так что дело житейское. С другой стороны, у нас всё неплохо, выставки идут одна за другой, простоев нет. 

Пространств таких в Москве почти нет, а хотелось бы, чтобы их становилось больше. С разной направленностью, с разными голосами, характерами, интересами. У нас и художников мало, и выставочных площадок мало, а запрос на всё это есть.

ОС: Чтобы такие независимые, нецензурируемые извне выставочные пространства появлялись, всё-таки нужна какая-то поддержка. Спонсора глобального вы не хотите? Какая была бы идеальная форма поддержки?

ДФ: Не знаю, мы не блогеры, постоянный видео-контент не создаем, платные подписки и патреоны для нас не работают. Но хотелось бы, чтобы появились люди, которые нас поддержат, не требуя ничего взамен. Институт попечителей, патронов, наверное, был бы идеален. А пока такого нет, будем работать так, как получается, и так долго, как получается. 

ВМ: Я бы сказала, что для нас всё-таки ключевое не внешняя поддержка, а желание авторов не бояться сделать что-то своё, задор, что ли, какой-то, и не надеяться, что после двух лет обучения в арт-школе тебе большая институция предложит всё и сразу. Для молодых авторов очень важно иметь «гнездо» для практики и возможности заявить о себе. Да и просто объединение близких по духу людей это хорошо. Лаборатория для создания искусства, так еще можно назвать. Для этого мы и существуем.

Галерея «Электрозавод» – некоммерческое экспериментальное выставочное пространство, которое существует в Москве с 2012 года, ранее известное как арт-площадка «Периметр». Галерея действует по принципу самоорганизации (artist-run space) и управляется коллективом художников.

Галерея открылась в декабре 2012 года, когда промышленный цех здания бывшего электролампового завода в Москве («Электрозавод») превратился в просторное выставочное пространство. Через несколько месяцев состоялось открытие арт-площадки «Периметр» — экспериментального пространства, объединившего неограниченный круг художников – выпускников и студентов московских арт-школ «Свободные мастерские», ИПСИ, школы им. Родченко. 

Весной 2014 г. арт-площадка «Периметр» продолжила свою деятельность под новым названием — галерея «Электрозавод». 

В июле 2016 г. галерея «Электрозавод» переехала в новое пространство, находящееся на территории бывшего НИИДАР (Научно-Исследовательского Института Дальней Радиосвязи), что стало новым периодом в деятельности площадки. 

Happy Kawaii Friends, 2020
Happy Kawaii Friends, 2020