Где-то здесь и сейчас

Текст и фото: Оксана Царевская для artcultivator.ru и artuzel.com

На главной площадке столицы – большая выставка актуального искусства. Впервые власти Москвы солидаризировались со словосочетанием, которое обычно звучит в периферийных московских арт-резервациях или районных судах.

Причину смелого шага на территорию совриска критики ищут в грядущих мэрских выборах. Дескать, «Здесь и сейчас»  – это бесплатный аттракцион-обманка для аудитории Болотной. Как бы там ни было, но идея выставки, действительно, родилась всего лишь 2 месяца назад, когда Сергей Собянин встречался с арт-сообществом в ММСИ. Судя по выданным грантам и решению о переезде умирающего ЦДХ в Гостиный двор, мэр тогда был исключительно щедр и внимателен к просьбам.  По словам Александра Кибовского, тогда же департамент культуры получил и распоряжение организовать выставку в Манеже. 

 «Здесь и сейчас» похожа на большой ящик-органайзер, по ячейкам которого обычно раскладывают всякую мелочевку – нитки, пуговицы или шурупы и гайки – кому что полезно. Наверное, этот образ (не план же застройки антикварного салона?) помог архитектору Константину Ларину соорудить внутри Манежа металлическую решетку и разместить в ее ячейках представительства почти четырех десятков арт-проектов.

Правда, железный скелет внутри Манежа вызывает некоторое чувство тревоги. Так, наверное, можно переживать за пожилого и подслеповатого удава, который по ошибке проглотил механическую собаку-робота - ведь понятно, что не переварит. Возможно, кстати, что небрежно приклеенные малярным скотчем объявления в высоких окнах Манежа – «Не садиться на подоконники» – это своеобразная отрыжка памятника московского ампира (ну, или каких-то его внутренних административных органов) на неорганическое существо в собственной утробе. 

Существо внутри Манежа не вполне выставка в привычном смысле этого слова. Здесь нет этикеток и величественного покоя, необходимого для созерцания обычного бессмертного искусства. Впрочем, здесь не найти и обычного искусства. В экспозиции – только то, что не может обрасти золочеными рамами с инвентарными номерами. Это выставка перформанса и инсталляции, количеству видов которой мог бы искренне удивиться сам Марсель Дюшан:  инсталляция мультимедийная, интерактивная, пространственная, перформативная, «site-specific графическая», шумовая,  тотальная.   

Над тем, чтобы продемонстрировать главную тенденцию современного искусства -  его трансформацию из привычного объекта в коммуникацию -  здесь трудятся все. И авторы, и перформеры, и медиаторы – дружелюбные молодые люди, которые как хорошие сейлзы ловят взгляд, а затем уверенно «продают» концепцию каждого проекта, и даже охранник, курящий на ступенях Манежа в тени объектов Homo virtualis от Recycle Group. 

Удивляет здесь многое, но прежде всего фантастический 2-месячный срок, которого хватило команде куратора Кати Бочавар, чтобы придумать концепцию,  издать каталог-навигатор, подготовить 20-дневную(!) событийную программу, медиаторов, экскурсоводов,  аудио-гид и, главное, собрать почти три десятка экспонентов – проекты независимых художников и арт-групп, государственных и частных арт-институций. 

Обещанный «актуальный срез современного культурного ландшафта» демонстрируют уже проверенные на чувствительной столичной публике программы. Среди участников - объекты и инсталляции, вошедшие в основной проект Абракадабра 6 Московской международной биеннале молодого искусства, public-art проект «ARTерия», реализованный в Морозовской детской больнице, несколько театральных проектов (в том числе  «До и после» Дмитрия Брусникина и «Звуковые ландшафты» Петра Айду), проекты  государственной галереи на Солянке и районных залов «Граунд», а также галерея–ресторан Максима Боксера «Перелетный кабак».  

К счастью, здесь ничто (даже в зоне перформансов, помеченной «18+») не может оскорбить ничьих чувств. Альманах столичного современного искусства в версии департамента культуры получился благопристойным и респектабельным.  Здесь поощряется низовая арт-инициатива (проект «Чрезвычайная коммуникация», авторы которого превратили подъезд жилого дома в художественную галерею), здесь внимательны к студенческим и школьным забавам («Московский дрейф», «Театр начинается с палки», «Исповедальня» и др.), здесь маститые современные художники говорят о вечном, не растрачиваясь на злобу дня. 

Лауреат премии Кандинского, участница Венецианской биеннале Ирина Нахова ведет диалог с традиционным искусством. Ее видоинсталляции  «Взгляд», впервые показанные в 2016 году ГМИИ им. Пушкина –  своеобразные тепловые карты, демонстрирующие как зритель разглядывает полотна Лукаса Кранаха Старшего, Рембандта или Франсуа Буше. 

Интерактивная инсталляция Ростана Тавасиева  «Все сложно» - милейшая компания из семи плюшевых персонажей, оживляемых с помощью личных страничек в facebook. За 5(!) лет, прошедших cо дня премьеры выставки, все ее участники заметно подкачали свой социальный капитал. Сейчас эти мохнатые чудаки публично обсуждают - изменится ли их статус после того, как они попали в коллекцию ММСИ, а сам автор сетует, что жизнь этих созданий в соцсетях продолжится даже после его смерти.

Лауреат премии «Инновация» Елена Ковылина в реконструкции перформанса «Морковь культурная», состоявшегося в начале лета на Даниловском рынке, все так же монументально-сурова как и положено повелительнице фруктов, корнеплодов и прочих овощей. Ее живописные полотна с кукурузой, свеклой, капустой  - упакованные в деревянные лотки с ценниками и уложенные штабелями  – все так же свежи и далеки от народа. Но, как знать,  может быть, где-то здесь и сейчас уже начинается диалог между широким зрителем и актуальным искусством, которого так ждут художники? К тому же  чиновники обещают давать такую возможность теперь ежегодно.

Выставка «Здесь и сейчас» работает по 20 августа.