Хааке Ханс

Ханс Хааке (Hans Haacke) – американский художник-концептуалист немецкого происхождения. Родился в Кёльне в 1936 году. С 1956 по 1960 учился в Staatliche Werkakademie – Государственной академии искусств – в немецком городе Кассель, затем два года в Темпльском университете в Филадельфии. С 1967 по 2002 год читал лекции в The Cooper Union в Нью-Йорке.

Ханс Хааке – один из наиболее бескомпромиссных представителей институциональной критики. Его цель состоит в изобличении связей между известными галереями мира и «сильными мира сего», чьи действия преступны или несправедливы по отношению к определенным социальным группам. Под его критику попадают все галереи, с которыми так или иначе сотрудничают (или сотрудничали) – в первую очередь как спонсоры – политики, бизнесмены, общественные деятели и т.д. Смысл работ Хааке заключается в том, что все искусство политизировано. Музей для него – «интерпретатор» истории, он диктует, как мы должны видеть это мир и кем в нем быть. С одной стороны, это серьезное образовательное учреждение, с другой – пропагандистский аппарат.

В начале своей карьеры Хааке интересовался физическими и биологическими процессами в природе, и большинство его работ были посвящены именно этой теме. Куб с конденсатом (1963-1965) – одна из наиболее известных инсталляций Хааке. Это конструкция, сделанная из органического стекла, на дне которой небольшое количество воды. В зависимости от температуры снаружи, а именно в зале музея, где он расположен, вода конденсирует быстрее или медленнее. Существует мнение, что своей работой Хааке пытался показать, что все внутри музея зависит от его «оболочки» - политики музея, а искусство неизбежно подвергается этому влиянию. Однако сам автор в интервью подчеркивал, что его интересуют процессы, происходящие в природе, и их взаимосвязанность – внутренняя составляющая и окружения объекта. С одной стороны, куб – это замкнутое пространство с определенным наполнением (водой, воздухом, собственной температурой и давлением), с другой – все внутри него не может не подвергаться влиянию извне, постепенно изменяясь. Хааке называл Куб еще и «Кубом природы», ведь все природные явления цикличны и взаимосвязаны, они создают круговорот и неотделимы друг от друга.

Condensation Cube (1963-1965)

Увлечение Ханса Хааке биологией продлилось недолго, на смену ему пришла институциональная критика, которой он посвятил в дальнейшем все свои силы. В 60-е годы творчество многих художников становилось все более и более политизированным. С помощью своих инсталляций Хааке «общается» с социумом, доносит до него свою идею – политика и искусство тесно связаны. На выставке «Информация» (1970) в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), где членом попечительского совета был губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер, была представлена работа Хааке «MoMA Poll». Инсталляция представляла собой две прозрачные урны для голосования с подписями «Да» и «Нет» на каждой. Надпись возле них была обращена к посетителям выставки и содержала вопрос: «Стал бы для Вас факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику президента Никсона в Индокитае, достаточным, чтобы не голосовать за него в ноябре? Если да, бросьте свой бюллетень в левую урну. Если нет – в правую». Итог был очевиден – в левой урне оказалось в два раза больше бюллетеней.

MoMA Poll, 1970

Однако не все разоблачения находили отклик у организаторов выставок. Одна из экспозиций Хааке была отменена, даже не начавшись. Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971 – это серьезное расследование, в результате которого были обнаружены связи главы риэлтерской компании бизнесмена Шапольски, который также был другом некоторых спонсоров музея Гуггенхайма. Инсталляция состояла из фотографий и текстов, доказывающих незаконность деятельности Шапольски. Впоследствии связь Шапольски и музея Гуггенхайма была опровергнута. Но администрация музея все же отказала Хааке в проведении выставки, вызвав бурю негодования многих его коллег и даже увольнение куратора выставки Эдуарда Фрая. Спустя десять лет эта инсталляция увидела свет в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке.

Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971

Кроме расследований и разоблачений Ханс Хааке также создает работы на социальные и политические темы. Инсталляция «Новости» была организована Хааке в Дюссельдорфе (музей Kunsthalle Düsseldorf) в 1969 году, затем ее обновленная версия появилась в 2008 году в The New Museum в Нью-Йорке. Работа представляет собой точечно-матричный принтер, который непрерывно печатает новости из разных ресурсов. Вчерашние новости уже не имеют особой актуальности, следовательно бумага вскоре становится просто грудой макулатуры, не говоря уже об аппарате, явно вышедшем из моды. Потоки информации, поглощаемые нами из новостных сводок, по мнению автора «свежи» лишь первое время.

News

В 1993 году на Венецианской биеннале Ханс Хааке представил одну из известнейших своих работ – «Germania» – в немецком павильоне. Павильон был реконструирован в 1937 году в честь Адольфа Гитлера – паркетный пол был заменен на мраморный. Для создания инсталляции мрамор был отколот и разбросан по полу, а на фасаде павильона большими буквами было выведено слово Germania – именно так называл Гитлер Германию во время своего правления. Эта работа безусловно является примером институциональной критики, ведь и посетители выставки, и организаторы биеннале должны были задуматься, с чем ассоциируется этот павильон: с архитектурным сооружением или же с фашистским наследием.

 

В 2000 и 2006 две крупные постоянные инсталляции Хааке появились в Берлине. Обе относятся к истории Германии и к тому, какой она имеет отклик в настоящем. Хааке установил во дворе здания Рейхстага большие буквы Der Bevölkerung («Населению») как дополнение к надписи на фасаде немецкого Парламента DEM DEUTSCHEN VOLKE («Немецкому народу»). Члены парламента должны были бросить горсть земли с семенами (каждый из своего округа) вокруг этих букв. Долгое время немецкие парламентарии не давали согласия на установку этого архитектурного сооружения, и разрыв в пользу осуществления этого проекта составлял всего два голоса. Основной причиной столь противоречивого отношения был тот факт, что Хааке с помощью этой работы хотел обратить внимание на смысл фразы на фасаде: словом Volk в фашисткой Германии называли исключительно немцев, тем самым подчеркивая невозможность любого другого народа быть частью населения этой страны.

Вторая работа Хааке – мемориал Розе Люксембург. На площади, названной ее именем, по тротуарам вокруг Берлинского народного театра Фольскбюне выписаны ее высказывания их самых разных работ и дневниковых записей. Как замечал сам автор, эта своеобразная «памятка», позволяющая «пройти сквозь» сложные мысли Розы Люксембург.

В настоящее время Хааке продолжает свою работу в выбранном им направлении. В 2015 на «Четвертом постаменте» на Трафальгарской площади в Лондоне будет установлена статуя «Gift Horse». Скелет лошади с прикрепленным к ноге табло с бегущей строкой данных Лондонской биржи – аллюзия на термин «невидимая рука рынка», введенный Адамом Смитом в 1766 году, и известную картину «Анатомия лошадей» Джорджа Стаббса, написанную в том же году.

Gift Horse

Источники: tate.org.uk, image-identity.eu, en.wikipedia.org, The Gardian 

Материал подготовила Анна Меликян