Игорь Новиков — человек эпохи Ренессанса

В ММОМА открылась выставка Игоря Новикова «Exit». Главной темой выставки стало переосмысление судьбы России на рубеже XX и XXI веков, когда вся страна пребывала в волнении, а будущее казалось мрачным и неясным. В работах художника чувствуется и горечь, и ирония по отношению к родине. Ирония, как отчаянный крик, и как способ не опускать руки. Критичный взгляд на русскую действительность придаёт картинам живость и честность. 

Наш корреспондент Екатерина Appye пообщалась с куратором выставки Катериной Зайцевой и художником Игорем Новиковым. 

Катерина Зайцева: Во время монтажа экспозиции и помимо работ, которые мы заранее отобрали, у нас появилось огромное количество «человечков» (главных героев работ Игоря Новикова), которые были «порождены» художником непосредственно в процессе подготовки выставки. Поначалу нас это немного напугало— как мы это всё разместим? Но потом нас это стало вдохновлять, с каким усердием работает Игорь. Он находит совершенно удивительные решения для размещения работ. 

Первый зал мы называем «зал с лестницами». Это некий символ работы Игоря, главным смыслом которого является выход за пределы, в объектную среду. «Человечки» достаточно вольно появляются в картинах, я бы даже сказала, дерзко. Особенно на фоне традиционных русских пейзажей а-ля Левитан. Но они настолько подвижны, что легко  выходят и за пределы картины, что мы и наблюдаем в каждом зале. 

Игрь Новиков, "Русский лес. Беловежская пуща"

Для выставки у нас задействовано два этажа и семь залов. Работы не разделены по циклам, поэтому мы думали, как их лучше разместить. У нас есть зал, который называется «Русский лес». В нём воплощается отношение Игоря к русской истории, пронизанное горечью и иронией. Мы видим черно-белый лес, ползущих по нему красных человечков. То ли это жители леса, которые в нём всегда обитают, то ли люди спасаются и красный цвет— цвет тревоги и опасности. Также в этот зал мы добавили телевизор, из которого вещают разные политики. 

На выставке есть ещё работа “Владимирка”. На первый взгляд, на полотне царит гармония: семья, дети, но название нас отсылает к Владимирскому тракту, по которому шли заключенные на каторгу. И такое сочетание у Игоря во всём.

Лично для меня Игорь — человек эпохи Возрождения. Даже у нас в музее он продолжал выпиливать своих “человечков”, постоянно осваивая новые техники. Он активно использует всё, что есть под рукой. И вокруг него среда вступает в художественный оборот. Меня восхищает, как человек успевает столько идей воплощать!

Игрь Новиков, "Руками не трогать"

—  Как вы выбирали картины для выставки?

Катерина Зайцева: Когда мы получили цифровые версии работ, то немного растерялись, так как всё казалось достаточно однородным. Но когда мы увидели картины вживую в мастерской, они обрели совершенно иной смысл. Мы пытались компоновать работы по цветам и сделали наиболее визуально выигрышный отбор. На верхнем этаже музея мы сможем увидеть зал, условно называемый “Кремль”, в котором изображения этой достопримечательности с разных ракурсов сложились в геометрический мавзолей. 

— Насколько выставка получилось отличной от той, которую вы изначально задумывали?

Катерина Зайцева: Выставка отличается процентов на 80. Мы сейчас в “Пейзажном” зале, который мы и предполагали полностью отдать под пейзажи, но мы в нем видим и серии, посвященные тому, как люди эмигрировали в нелегкие времена за границу поисках лучшей жизни. Поэтому получилось некое “бегство” из родной России, пересечение границы, стремление к европейским благам. Вся выставка, как я не устаю повторять, превратилась в тотальную инсталляцию. Объекты начали множиться и достаточно неожиданно находить место в залах. 

— На Ваш взгляд, как куратора, сильно ли отличаются работы Игоря Новикова в его “русский”  и “швейцарский” периоды?

Катерина Зайцева: На самом деле, нет. Работы последних двух десятилетий, когда Игорь уже обосновался в Швейцарии, связаны с Россией, Москвой, Красной Площадью и Кремлем. Это некое “видение”, которое не оставляет художника. Есть работы, где на башнях Кремля размещены знаки мировых брендов. Это критика консьюмеризма. Игорь уделяет много внимания процессу превращения советского в новое русское, капиталистическое. Здесь, слава богу, нет таких идей, как марксизм, левых и правых. Всё больше переосмысляется в простом, “человечном” ключе. Символом выставки стала картина, на которой изображены рабочий и колхозница и их перепиливают "человечки”.

Игрь Новиков, "Начало"

— Мы видим, что “человечки” на картинах ведут себя достаточно вольно, но в то же время выглядят гармонично. Можно ли их назвать образом людей современной России?

Катерина Зайцева: В какой-то мере можно так сказать. Сейчас спокойно относятся к символам Советского Союза: и к возрождению интереса к советскому, и к отрицанию. Мы можем интерпретировать даже вышеупомянутую работу с рабочим и колхозницей как отказ от советского прошлого, или эти человечки, наоборот, хотят демонтировать статую, чтобы обновить её. 

— Игорь, а за время проживания в Швейцарии Вы переосмыслили Россию?

Игорь Новиков: Конечно! Раньше это была великая страна и принадлежала людям, а теперь принадлежит 5 процентам населения. Мне жалко обманутых жителей, которые создавали нашу страну. Это я и хотел показать в “Кремлевском” зале.

— Мы уже пробовали порассуждать с Катериной, можно ли считать “человечков” на картинах прообразом людей современной России. Как бы Вы на этот вопрос ответили?

Игорь Новиков: Когда началась “перестройка”, мы думали, что это начало чего-то другого. Но что мы видим в результате? Море мигалок и Майбахи. Ни в одной стране мира нет такого безобразия. А на картинах обычные жители России, которые доведены “до ручки”. 

Игрь Новиков, "Русские качели"

— Чем, на Ваш взгляд, можно помочь современной России?

Игорь Новиков: В первую очередь, нужно честно относиться к гражданам. Нужно делить запасы как в Норвегии, например. Страшно смотреть, как молодые вынуждены уезжать учиться из России, потому что видят бесперспективность работы в своей стране. 

— Мы видели картину, где “человечек” поднимается по лестнице за кремлевской звездой, но одна ступенька под ним ломается. Может ли это символизировать падение с высоты не только в прямом, но и в переносном смысле?

Игорь Новиков: Конечно. Ты падаешь в пропасть: можешь подняться, а можешь никогда больше не встать. 

— Для вас современное искусство всё-таки больше вопрос зарабатывания денег?

Игорь Новиков: Да, такая ситуация везде сейчас. Какой-то человек с огромной суммой денег в руках решил, что его дочь хочет петь— поёт, хоть у неё нет ни слуха, ни голоса. И ничего не помешает этому человеку, если он захочет, чтобы его дочь, например, рисовала. 

Игорь Новиков, "Суздаль"