Илья Репин в Париже: интервью с Софьей Аксеновой

В парижском музее изящных искусств Petit Palais проходит первая во Франции ретроспектива Ильи Репина «Живописать русскую душу» («Peindre l’âme russe»). В экспозиции представлены работы собраний из Третьяковской галереи, Русского музея, других музеев и частных коллекций. Ирина Верниченко, художественный критик, автор проектов Art Decision и Art&Signatures побеседолвала о художнике с искусствоведом, научным сотрудником Третьяковской галереи Софьей Аксеновой.

Тест: Ирина Верниченко

Иллюстрации с сайта музея

Илья Репин, "Портрет пианистки Софии Ментер" 

Расскажите пожалуйста, что самое интересное в биографии Репина?

Меня больше всего привлекает в его биографии невероятная "современность" его истории и личности. Давайте представим себе некоторые моменты его жизни, назвав их сегодняшними словами?

- только верой в себя и осознанным желанием (откуда-то появившимся в раннем детстве в условиях, где, кажется, ничего к тому не благоволило) он получает профессию, о которой мечтал — становится художником. И художником, безусловно, входящим в пятерку самых значимых авторов своего времени в России. И художником, сформировавшим представление о русском искусстве за границей. Он постоянно учится, развивается, всем на свете интересуется и на все обращает внимание: искусство во всех проявлениях, наука, все яркие и значимые социальные события. 

Очень советую в качестве приятного чтения длинными зимними вечерами его "Далекое Близкое". 

 

Можно ли назвать Репина художником- шестидесятником в некоторой степени? Какие его лучшие работы в этом ключе? 

Репин говорил о том, что он чувствует себя воспитанником 1860-х. Он особенно отмечает это, рассказывая о том, какие разные люди окружали его в Академии художеств, как и благодаря чему они смогли там оказаться. 

Кажется, в его творчестве тот самый "критический реализм" (при всех оговорках употребления этого термина), который обычно имеют ввиду, когда говорят о живописи 1860-1870, преобразился в нечто иное: утратился пафос обличения, появился акцент на личности и индивидуальности  героев (в отличии от специфики персонажа-типа).

Очень тонко это почувствовал Достоевский. Он так описал свои впечатления от "Бурлаков" (напомню, первой репинской большой самостоятельной картине, своего рода дебюте на художественной сцене в качестве самостоятельного автора):

"Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г-на Репина, то тотчас же испугался. Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу. Я так и приготовился их всех встретить в мундирах, с известными ярлыками на лбу. И что же? К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится – удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно. Невозможно и представить себе, чтобы мысль о политико-экономических и социальных долгах высших классов народу могла хоть когда-нибудь проникнуть в эту бедную, понуренную голову этого забитого вековечным горем мужичонки… и – и знаете ли вы, милый критик, что вот эта-то смиренная невинность мысли этого мужичонки и достигает цели несравненно более, чем вы думаете, – именно вашей направительной, либеральной цели! Ведь иной зритель уйдет с нарывом в сердце и любовью (с какою любовью!) к этому мужичонке, или к этому мальчишке, или к этому плуту-подлецу солдатику! Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты – не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины. Теперь ведь это почти картина!" (Дневник писателя. 1876).

Илья Репин, "Бурлаки на Волге" 

Каков главный стержень произведений Репина на Ваш взгляд? Ваши любимые работы?

Не возьмусь выделять "любимые", но предложу обратить внимание на те группы, которые можно выделить в творчестве Репина. Это работы, над которыми он трудится одновременно:

Бурлаки на Волге. (1870-1873. ГРМ)   и Воскрешение дочери Иаира. (1871. ГРМ)

Парижское кафе. (1874--1875. МАГМА)  и Садко. (1876. ГРМ)

Крестный ход в Курской губернии.(1881—1883. ГТГ)  и  Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. (1877-1924. Областная галерея, г.Градец-Кралове) и Не ждали. (1884-1888. ГТГ)

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. (1885. ГТГ) и Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. (1886. ГТГ)

Голгофа. (1921-1925. Музей университета Принстон) и Гопак. Танец запорожских казаков. (1926-1930. Частное собрание).

Илья Репин, "Парижское кафе"

Что такое Реализм в живописи Репина? Реализм или впечатление постановочной жизни?

Кажется, современное искусствознание скоро потребует пересмотра термина "реализм". Поэтому я предлагаю подойти к этому вопросу с другой стороны. Давайте посмотрим на некоторые художественные методы, которые помогают Репину создать такие убедительные и убеждающие образы, а с другой стороны -- на те примеры, в которых экспрессия находит выход в совсем, казалось бы, нереальных образах:

- мы знаем, что Репин очен основательно готовился к созданию любого произведения. Чтобы написать бурлаков - знакомился с ними, жил рядом, общался. Чтобы написать исторических персонажей (запорожцев, царевну Софью) - изучал источники, путешествовал по местам действия, общался с экспертами, искал подходящие для героев образы среди реальных знакомых. Чтобы написать чудесный былинный подводный мир -- старался осмотреть лучшие европейские аквариумы и изучал морских обитателей. Это говорит нам о том, что за каждым персонажем стоит огромная кропотливая работа. И "реальность" (историческая верность, типологическая точность) здесь становится инструментом убедительности и точности художественной, образной.

- В некоторых произведениях Репина "реальное" меняется "нереальным". Этому способствуют сильные переживания масштабных исторических событий или личные волнения. Обратим внимание на "Манифестацию" 1905 года (частная коллекция), "Большевиков" 1918 (Константиновский дворец), портреты Льва Толстого "По ту сторону жизни" или "Гопак" (1926-1930, частное собрание).

Пожалуйста, расскажите нашим читателям о взаимоотношениях Репина с его "коллегами по цеху"?

Репин был одним из самых общительных художников своего времени, и круг его общения составляли, конечно, не только живописцы и скульпторы. Отметим несколько его "ролей" :

- студент, пенсионер Академии художеств

- участник Товарищества передвижных художественных выставок

- преподаватель рисовальной школы княгини Тенишевой

- преподаватель Академии художеств

- гостеприимный хозяин "Пенат" с их репинскими средами.

Илья Репин, "Гопак"