Ирина Нахова: "Всю жизнь меня интересовала медицина"

В Большом Винохранилище открылась выставка Ирины Наховой «Рай» - тотальная инсталляция, идея которой пришла ещё в 2008 году.

Двадцать метров под землей, длинные холодные туннели. В одном из них установлен столик, где гости могут попробовать ягодные тарталетки и выпить горячего чая. Художник шутливо общается с гостями и журналистами, рассказывает о своих домашних животных – червях, заказанных из Америки. Выстроилась очередь из журналистов: не каждый день общаешься с великим российским художником, участником 56-й Венецианской биеннале, которая пройдет в будущем году.

Ирина Нахова рассказала о выставке, поделилась воспоминаниями из жизни и объяснила, какая часть современного искусства, по её мнению, не самая удачная.

Текст: Дарья Кёллер
Фотографии: личный архив

- Ирина, расскажите, почему Вы выбрали для своей выставки «Рай» площадку ЦСИ «Винзавод»?

- Большое Винохранилище Винзавода – это идеальное место для «Рая». Во-первых, оно историческое. Здесь всегда холодно и сыро, напоминает склеп. Одинаковая температура и зимой, и летом. Это подземелье, и в темноте можно легко потеряться. 

- О чем Ваша выставка? Что из неё должен «уловить» зритель?

- В первую очередь, «Рай» – это пространство, где человек может побыть наедине с собой. Спускаясь из мира земного в мир удалённый от нашей суеты, мы переносимся в иное пространство. Конечно, это представление о Рае европейского человека, где есть и чистилище, и свет в конце туннеля. В моём понимании это воплощение вечности. Ещё у меня есть рай атеиста. Мы все углеводороды, которые проходят очищение землей, превращаясь в другую субстанцию. В этом нет ничего плохого. Везде, где есть смерть, существует место жизни. 

Реализовать проект помог Иосиф Бакштейн, он же куратор выставки. Велись долгие переговоры, в итоге идея Винзаводу понравилась.

Я делаю всё по крайней необходимости, в первую очередь, для себя, и жизненный опыт мне в этом содействует. Я хочу понять смысл окружающего мира. И если это помогает зрителю, то, слава Богу! 

- Как Вы начали заниматься искусством? 

- Я поняла, что хочу заниматься живописью и искусством довольно рано, когда мне было 12-13 лет. Во-первых, я смотрела в библиотеке у родителей альбомы по искусству, а их было не мало. Потом прочла книжку про Ван Гога «Жажда жизни», и меня она абсолютно поразила. Я стала ходить в музеи. В то время самым либеральным институтом был полиграфический, и я целенаправленно готовилась к поступлению: брала частные уроки. Нужно было сдавать семь специальных экзаменов: живопись, рисунок, плакат, шрифт…

Примерно в таком же возрасте я познакомилась с Виктором Пивоваровым. В этом мне помогла мама, потому что она работала редактором в издательстве «Детская Литература», общалась с художниками и писателями. Я пришла к Вите в мастерскую, первый раз увидела современные работы художника, и они меня поразили. Я была наглым подростком, и у меня хватило смелости попросить прийти еще раз. А Витя, добрый человек, не смог мне отказать. Так мы с ним и подружились. Мне повезло, потому что впоследствии я познакомилась с Эриком Булатовым, Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским и Олегом Васильевым.

- А кем был Ваш папа по профессии?

- Папа 60 лет преподавал в университете, он классический филолог, поэтому у меня в доме много книг по искусству Греции. Вообще родители были против моего решения стать художником. Но когда они поняли, что от своего я не отступлю, то стали мне помогать.

- Если не профессия художника, то какой путь бы Вы избрали?

- Всю жизнь меня интересовала медицина, я хотела лечить людей. Потом мечтала стать театральным режиссером. Я думаю, что смогла бы быть хорошим врачом. 

Художник – смешная профессия, потому что ты всегда и везде один. А когда-то ты что-то сделал, выносишь это на публику. Получается такое «одиночество на публике». Странная вещь.

Я на сто процентов уверена в том, что когда мы чем-то занимаемся, то должны находить смысл в оттачивании мастерства. Важно работать и для самого себя: это должно быть интересно, любое дело способствует развитию.

- Что, по Вашему мнению, самое важное происходит сейчас в современном искусстве?

- Все сейчас находится на распутье, потому что есть мастера, которые вышли из эпохи двадцатого века и они до сих пор актуальны и поразительны. В современном искусстве последних 15-20 лет мне не нравится, так скажем, развлекательная часть. Ещё советское сознание диктует, что искусство – это что-то важное, оно способно решить некие задачи, на которые другие области знания или человеческой деятельности подействовать не могут. А сводить искусство к декорации и к развлекательности, чего сейчас очень много, это принижение значения самого художника.

- Есть ли у Вас девиз по жизни?

- Для художника девизом должна быть свобода – внутреннее ощущение открытости, ответственность перед самим собой. Ничего не нужно бояться и быть свободным человеком. Это единственное, ради чего стоит жить и работать.