«Искусство быть»: 10 лучших художественных проектов для выставки

«Искусство быть» — один из проектов благотворительного фонда «Гольфстрим». БФ «Гольфстрим» анонсировал список финалистов, которые примут участие в новом сезоне инклюзивных выставок «Искусство быть».

Тема этого года – Искусство быть: Запредельно близко

В процессе погружения в проект «Искусство быть» художники ближе познакомились с понятиями инклюзивной культуры.

После месячного отбора экспертами конкурса в число участников вошли 10 лучших художников со всей страны:

1.Проект «Lightinclusion» от Людмилы Михайловой  

В своей работе Людмила исследует тему света в городской среде и жизни человека. Автор запредельно близко подходит к границам личностного (эмоционального) восприятия светового ландшафта с самыми разными людьми.

Героиня короткометражного фильма расскажет о своих впечатлениях, о вечернем городе, прогуливаясь по любимым местам. Она опишет свои эмоции, чувства и настроения, погружая зрителя в свой мир. Симфоническая партитура, в которой ткань музыки переплетается со световыми образами, будет создана слабовидящей композитором Аделией Файзуллиной. 

Картина будет доступна для мультисенсорного восприятия благодаря соединению музыки, жизненных историй и световых образов. Фильм сможет привлечь внимание к вопросу инклюзии городской среды, а также будет доступен для восприятия людьми с ОВЗ различной нозологии.

2. Проект «Отражение ускользающего времени» Дарьи Яковишиной

Для каждого человека время протекает по-своему. Эта инсталляция – его отражение. Что это? Застывшие блики на водной глади или отпечатки на песчаном дне, бездонный колодец со своими тайнами и бесконечной игрой отражений или поверхность Луны, оказавшейся вдруг так близко.

Автор предлагает стать соавторами проекта, проводя пальцами по рельефу. Переплетающиеся рисунки, которые создадут зрители в рамках выставки, превратятся в многоголосие образов, запечатленных во времени.

3. Проект «Топография хрупкости» от Александра Саленкова, Елены Скрипкиной и Павла Булгакова

В site-specific инсталляции «Топография хрупкости» авторы при помощи пластических и оптических свойств стекла, состояния воды, визуальных образов художественной фотографии и других материалов задаются вопросом: можно ли оставаться не включенным, не опираясь на способность мыслить позитивно, воспринимая это, как жест идентичности, опосредованной личным телесным опытом и сознанием индивида, в том числе человека с инвалидностью?

4. «Другое» от Анастасии Ковалевой

Другой всегда лежит за границами нашего познания. Другой – проекция наших знаний, мыслей и идей, за границами которой лежит мир всецело недоступный нашему восприятию. Перед вами наглядный пример процесса восприятия: ведь объекты так часто сокрыты, непонятны, конечны, что мы не успеваем, не можем или просто не в силах разглядеть, что перед нами. 

5. Проект «Панграмма» Анны Мартыненко

«Панграмма» – это проект, который позволяет визуализировать голос в форме скульптурных слепков. Звук голоса становится визуальным и объёмным, и мы можем его увидеть либо потрогать. Проект предполагает реабилитационный потенциала для людей с особенностями слуха.

Панграмма (с греч. – «все буквы»), или разнобуквица, – это короткий текст, использующий все или почти все буквы алфавита, по возможности не повторяя их. Одна из самых распространенных панграмм, используемых в русском языке для подбора начертания шрифтов – “Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю“. На основе этой панграммы автор планирует развить проект, который будет демонстрировать характеристики голосов разных людей.

6. Проект «Остров камней и равновесия» от Яны Васильевой

«Остров камней и равновесия» – это тактильная и интерактивная инсталляция – место встречи, направленное на сотворение связей, отсылающее к саду камней из дома художницы и сосуществованию самовыражения, свободы мысли и равенства. Зритель сможет вступить во взаимодействие – беспрепятственно менять места жительства скульптур и камней. Через игру и своего рода медитативную практику выстраивать внутри собственную утопию, в которую при желании можно вовлечь окружающих или стать частью построения мира соседа. 

Работа увлекает в поле очерченных образов, окрашенных оголённой искренностью, становясь движением против эмоционального самоотчуждения. Мы погружаемся в процесс, напряжение смещается, энергия аккумулируется и чуткими касаниями активируется нежное бессознательное.

7. Проект «Ткань слуха» Валентины Андреевой

В основе проекта лежит личная история художницы. Ткань слуха – это разговор о восприятии звука слабослышащим человеком. Метафора ограничений, искажений, недоговоренности и неприятия своих особенностей. «Прорези ткани слуха», в которые пропадает часть аудиоинформации, ненадежное, зыбкое переплетение заставляет слабослышащего человека сомневаться в достоверности воспринимаемой им звуковой картины мира.  

Сплетённые вручную шелковые полосы становятся большим полотном, движение которого позволяет прорываться свету и воздуху: но лишь отрывками, частями, с упущениями.

8. Проект «Сигнальный экземпляр» от «Хочу Быть Соковым»

Сигнальным экземпляром называют первый, пробный экземпляр книги, журнала или любого другого издания, направляемого в издательство как образец тиража для утверждения. «Текст» и «текстиль» происходят от латинского «textus» (лат.) – ткань. В основе обоих – сплетение: букв или нитей. 

На выставке будет представлен «Сигнальный экземпляр»-разговорник арт-резиденции «Искусство быть», реализованной для художников в июне 2021 года. Здесь обозначены слова, фразы, обрывки предложений, которые чаще всего проявлялись в разговоре участников. Они позволяют, с позиции наблюдателя, очертить темы, волнующие сегодня художественное сообщество в рамках инклюзивной культуры.

9. Проект «Тактильно-звуковая прогулка» от Анны Мартыненко

Художницей будут организованы прогулки- звуковые пленэры с жителями и гостями острова, в ходе которых они создадут звуковые карты – рисунки, воплощенные на основе звуков, услышанных на территории Свияжска. Исследование местности повлечет за собой создание уникального маршрута – карт с фотографиями и текстами, на которой будут обозначены точки пути звуковой прогулки. 

На выставке будут также представлены звуковые карты и слепки поверхностей тех мест, где будет находить себя звуковая прогулка. 

10. Проект «Быть внутри» от Валерия Казаса и Юлия Казас

Проект «Быть внутри» посвящен передаче базовых ощущений через простые формы. Художники создадут арт-объекты из привычных зрителям вещей – гимнастических шаров, надувных кругов и шариков для надувного бассейна. Все простые и знакомые каждому человек предметы заиграют новыми смыслами в инсталляциях художников.

Выставка «Искусство быть» пройдет в трех городах России. Площадками станут:

  • Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»;
  • Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
  • Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина.

 

Подробнее о проекте по ссылке.

«Искусство быть» — выставочный и образовательный инклюзивный проект Благотворительного фонда «Гольфстрим», инициированный в 2018 году совместно с Государственным центром современного искусства (г. Москва). Выставка объединяет в себе арт-объекты: инсталляции, интерактивные объекты, коммьюнити-арт проекты, созданные в соответствие с техническим заданием к Конкурсу, имеющие реабилитационный потенциал и инициирующие взаимодействие и общение посетителей различных социальных групп. В основе проекта «Искусство быть» заложен принцип партиципации, который подразумевает активное и деятельное вовлечение публики в диалог с произведением искусства и друг с другом.

В 2019 году проект был представлен на трех площадках: Государственный центр современного искусства, Москва, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», Москва, Государственный центр современного искусства — «Арсенал», Нижний Новгород. Следующий цикл 2020-21 гг. также включал в себя три выставки на территориях: Музей Выксунского металлургического завода, Выкса, Центр современного искусства «Типография», Краснодар, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва. Выставку и параллельную программу к ней посетили более 120 000 зрителей.

Визуализация проекта Дарьи Яковишиной "Отражение ускользающего времени"
Визуализация проекта Дарьи Яковишиной "Отражение ускользающего времени"