Иван Горшков. Фонтан всего

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Ивана Горшкова. Горшков — яркий представитель т.н. «воронежской волны» в современном российском искусстве, известный переосмыслением традиционных художественных средств — живописи и скульптуры — в смелом, «хулиганском» ключе. Проект объединяет произведения, созданные за последние несколько лет: живописную серию «Лебединое озеро» и скульптурную — «Мои родные милые места», инсталляцию «Утопия драконов» и отдельные работы из проектов «Хрустальные сапоги», «Гиперпрыжок и муравьед» и «Крем-брюле». Реализованные ранее произведения составляют лишь часть от общего количества экспонатов, большинство работ создано специально для выставки в MMOMA.

Непринужденное сочетание материалов, текстур и визуальных языков в произведениях Горшкова рождает динамичные, склонные к трансформациям образы. Непредсказуемость и кажущаяся случайность их превращений задают общий мотив выставки, характеризующийся метаморфозой как одном из признаков волшебной сказки. Нечто превращается во что-то, и, наоборот, что-то вдруг оборачивается чем-то еще. Привычные для Горшкова скульптуры из металла становятся надувными, а живописные холсты оказываются светодиодными табло; на беспредметных картинах проступают «фотожабы», и место объектов занимают ландшафты с накладными синтетическими кудрями и тряпками, «обжитые» пластиковыми животными; резервуар с булькающей водой, гирлянды и двигающаяся мебель складываются в тотальную инсталляцию, а во дворе музея прячется садово-парковая скульптура и найденные объекты.

Где-то в экспозиции находится и «Фонтан всего» — источник силы, превращающей реальность в другие, небуквальные миры, которые возникают в карусели неказистых, инфернальных, жутковатых и чудовищных, грубых и милых, смешных, курьезных и нелепых непознаваемых самостей. Горшков уравнивает самые разные культурные коды, размещая их в едином, лишенном иерархии пространстве культуры. И в этом проявляется его художественная интуиция — в демонстрации того, как создаваемая компьютером цифровая среда влияет на выразительные средства искусства и формирует зрительский опыт. Новые эстетические возможности обнаруживаются в отсутствующей границе между произведениями, понятиями и образами, как между разными типами мышления и разными способами описания и интерпретации мира, утраченной под действием процесса компьютеризации современной культуры в тот момент, когда человек научился свободно манипулировать массивами цифровых данных.

Проект «Фонтан всего» станет продолжением программы ММОМА по интеграции и реализации инициатив, направленных на поддержку молодых художников. В рамках этой программы ММОМА предоставляет музейное пространство уже зарекомендовавшим себя художникам для осуществления своих идей. За годы работы в этом проекте несколько молодых авторов, многие из которых стали яркими участниками современной художественной сцены, показали свои произведения.

Выставка открыта с 22 июня по 25 августа в ММОМА на Гоголевском бульваре. 

Фото: