Известное собрание забытого искусства

22 октября состоялась презентация книги «Художники русского поставангарда. Из художественного собрания ЮниКредит Банка», вышедшей в издательстве «Agey Tomesh/ WAM». Это уже второй, наиболее полный на сегодня каталог знаменитой корпоративной коллекции.  Книга еще и серьезная исследовательская работа с подробными биографиями художников и краткими искусствоведческими очерками о каждом. Вот уже более 20 лет ЮниКредит Банк собирает коллекцию, в которую входят работы художников 20-30 годов прошлого века. Для этого этапа в истории русского искусства нет единого термина, его называют и «искусством междувоенной эпохи», и «русским модернизмом», и «тихим» искусством. Куратор художественного собрания Александр Балашов предлагает термин «поставангард». Так получилось, что в те годы художники, не творившие в «правильном» стиле соцреализм, оставались как бы за рамками и советской истории. Их имена в большинстве случаев известны разве что специалистам и коллекционерам.

Прежде всего, коллекция задумывалась не просто как собрание работ, но и  как социо-культурный проект, призванный изучить это пока что не очень известное явление в русском искусстве. «Произведения, составляющие коллекцию банка, говорят о том, что за официальной версией истории культуры можно разглядеть другую- человеческую, личностную, достойную внимания и, безусловно, уважения»,- говорит Александр Балашов. В собрании есть авторы знаменитые вроде Роберта Фалька, Мартироса Сарьяна, Александра Лабаса. Но уникальность ей придает приобретение вещей тех художников, которые не по своей воле оказались на «обочине» арт-процесса. 

Читая биографии в каталоге, постоянно натыкаешься на списки личных трагедий: Александр Древин расстрелян, Михаил Соколов отправлен в ссылку, Леонид Чупятов умер от голода в блокадном Ленинграде, Борис Смирнов-Русецкий отбыл 15 лет в лагерях, после тяжелого внутреннего кризиса уничтожил все свои работы Владимир Храковский. Поэтому собрание ЮниКредит Банка – это еще и запоздалое приношение художникам с загубленными судьбами. Очень важной особенностью коллекции является то, что ее куратор контактирует непосредственно с наследниками, свидетельством тому - публикация в книге множества фотографий из семейных архивов.

 Что же касаемо самого спорного термина «поставангард», то тут имеется в виду та эстетика, которая органично впитала в себя уроки «левого» искусства революционной эпохи, но при этом отказалась от радикального разрыва с прошлым, предлагая взамен творческий диалог с ним. Всех художников отличало приятие жизни, какими бы тяжелыми не были испытания, выпавшие на их долю.

«Это искусство интеллигентное, интеллектуальное, многоязычное, толерантное»,- так пишет о поставангарде Александр Балашов. Эти же эпитеты можно отнести и к самому куратору собрания, и к подготовленной им изысканной и культурной книге.

Текст: Мария Назарова

Иллюстрации из книги «Художники русского поставангарда. Из художественного собрания ЮниКредит Банка»