Как каракули помогли отобразить стресс, шок, психологическую травму

До 6 июля в Открытой мастерской (Санкт-Петербург, Лиговский пр., 99) проходит выставка Ксении Воскобойниковой «Каракули. Линии и эмоции». Выставка концептуальная – ведь художница решила не только разобраться в природе возникновения каракулей и их взаимосвязи с эмоциональным состоянием человека, но и создать визуальный образ самих эмоций, причем наиболее сильных и даже болезненных, таких как стресс, шок, психологическая травма, опустошение и выгорание. Им и посвящена выставка.

Текст: Николай Кононихин
Фото: Виталий Лысенков, Дмитрий Степаненко 

Линия и эмоция всегда были в центре внимания художников-экспрессионистов, в том числе работавших в области абстрактного искусства. Точке и линии на плоскости посвятил свой трактат Василий Кандинский. Рассуждая о духовном в искусстве, теоретически обосновывая абстрактное искусство, он писал, что духовность – это «бесконечно утонченная материя, она не поддается твердому выражению и не может быть выражена слишком материальной формой». Его друг и соратник по «Синему всаднику» Пауль Клее считал, что «линия – это точка, которая пошла погулять» и любил в своих рисунках «пускать линию на прогулку» – в виде девочки с косичками, намеренно предпочитая «детский» рисунок профессиональному.

Действительно, каракули ассоциируются у нас с детьми. Неумелостью, неправильностью, непрофессионализмом, – с одной стороны. Свободой и непосредственностью, утраченными взрослыми, – с другой. «Будем свободны, как дети» – этот девиз в качестве спасительного оберега выбирали себе многие художники, причем не только из лагеря неофициального искусства. Дабы окончательно не закрючил академизм, выпускники Академии художеств начинали рисовать левой рукой, шли в жюри детских студий, как, например, Завен Аршакуни, чтобы напитаться детской непосредственностью. Сочетание детской непосредственности со строгой архаикой в качестве идеала для художника видел и Александр Бихтер: «Я стремлюсь и люблю увидеть даже то, что много раз видел, как бы впервые, – объясняет он свой метод. – А когда рисую, стараюсь забыть обо всем, чему учили, и воскресить в себе то отношение к материалу, которое испытывал в детстве. Иными словами – рисовать высунув язык».

Вид экспозиции, выставка «Каракули. Линии и эмоции», Санкт-Петербург, Открытые мастерские, 2023

Проект «Каракули» (2021) Ксении Воскобойниковой созрел в период рождения ребенка, грудного вскармливания, бессонных ночей и – о чудо! – появления первых каракулей малыша. Изо дня в день она стала делать свои «каракули» – спонтанные рисунки – отклики на текущее эмоциональное состояние, вызванное усталостью от хлопот материнства, вдохновенной работой над новыми проектами, стрессом и отупением от происходящих событий, или просветлением после очистительной медитации. «День как по щекам хлестал», – характеризует художник один из рисунков-дней, наполненных суетой и сумбуром. Понятно, что каракули каждый раз получались разные, причем наиболее интересные – после сильных стрессовых ситуаций и связанных с ними переживаний. Но было в них и нечто общее – «ноль-форм» (так назвала их Ксения) – они-то и стали предметом исследования, поиска присущих художнику пластических форм. 

Поисками нового «прибавочного» (то есть, базового) элемента, характерного для своего времени, были заняты Казимир Малевич, а позже – Владимир Стерлигов. Первый нашел его в прямой линии (отсюда – Черный квадрат), второй – в дугообразной кривой (отсюда – «чашно-купольная» система). Это, что называется, в глобальном масштабе. Но, как оказалось, и у каждого художника внутри живет свой собственный, характерный только для него пластический элемент («ноль-форм»). Еще в 1942 году ученик Малевича Павел Кондратьев писал Вере Матюх: «Сезанн, и другие мастера постоянно говорят, что художник все несет в себе, а все дело только в том, чтобы эти пластические элементы, присущие именно Вам, найти в природе, в мотиве и через них выразить и природу и себя… Старайтесь рисовать не заботясь о нарядности и парадности рисунка, как бы дика, запутанна и невероятна казалась форма, в которые выльются Ваши быстрые ощущения. И Вы убедитесь, что очень скоро у Вас пойдет рисование совсем не предметного характера, хоть это и будут, может быть, внешне и каракули».

Вид экспозиции, выставка «Каракули. Линии и эмоции», Санкт-Петербург, Открытые мастерские, 2023

Возникло даже понятие «мускульное рисование». Владимир Жуков, последователь Павла Кондратьева, спонтанному рисованию научился у Бориса Гурвича. «У него рабочий стол был застелен бумагой, – рассказывал мне Жуков. – Мы сидим, разговариваем, а его рука что-то рисует. Он всегда очень много говорил, энергично и эмоционально, и сам не контролировал эти рисунки, а делал их бессознательно. Эти формы живут в самом человеке и являются частью его натуры. И натура человека проявляется в этих формах и их связях. Потом, может быть, можно уже сознательно их связывать и компоновать».

Так и Ксения Воскобойникова, работая в стиле абстрактного экспрессионизма, в своей серии «Каракули» спонтанно и бессознательно ищет и выявляет присущие ей пластические элементы. Где-то они закручиваются в вихреобразную воронку или плавно ложатся серпантинной лентой, а где-то – ощетиниваются жесткой и колючей деструктивной формой. Работа в этом направлении только начата, обретение своего индивидуального пластического языка – впереди. Главное, метод верен, и результат будет.

Ксения Воскобойникова «Календарь»

30 ежедневных рисунков-каракулей Ксении Воскобойниковой составили своеобразный «Календарь» (2022) – стенограмму эмоционального состояния художника. Скомпонованные в формате листа календаря на месяц и напечатанные на большом полотне, они представляют впечатляющую картину событий, только не из мира деловых встреч, рабочих планов и дедлайнов, а мира эмоций.

Ксения Воскобойникова «Порванные струны»

Триптих «Порванные струны» (2022) продолжает исследование о трансформации эмоции-линии в направлении ее возрастания до эмоционального взрыва. «Меня порвало», – рассказывает Ксения о наиболее сильных переживаниях. Причем метафора «взрыва» реализована художником буквально и объемно – на последнем холсте триптиха хаотическое сплетение «разорванных струн» прорывается сквозь плоскость картины.

Ксения Воскобойникова «Рождение», «Контроль, «Выгорание»

Скульптурная серия «Рождение», «Контроль, «Выгорание» (2022) в полной мере реализует идею «эмоций в объеме». От бесформенного зарождения эмоций в младенчестве до попытки их полного и тотального контроля и, наконец, выгорания, когда уже не остается никаких эмоций.

Переход от плоскости к объему – поначалу спонтанным выбросом струн сквозь поверхность холста, затем – целенаправленной работой со скульптурными формами, стал импульсом к рождению новой серии скульптур и объектов. В них автор как будто задается целью систематизировать непрерывный поток эмоций, чувств, переживаний, психологических состояний, вызванных ежедневными событиями (как это было в серии «Каракули»), в стройную систему более сильных психологических переживаний, выходящих за рамки обычных эмоций. И сделать это объемно, весомо, осязаемо – скульптурно-убедительно.

Ксения Воскобойникова «После эмоций» 

Серия работ «После эмоций» (2023) возникла как естественный отклик на события последнего года-полутора, вызвавшие в каждом человеке смятение, страх, бурю эмоций, переживаний, невозможность преодолеть некий незримый барьер. Находиться в таком состоянии долгое время человек не в силах, последствиями столь сильных негативных эмоций становятся стресс, шок, опустошение, психологическая травма – они-то и стали объектами художественного воплощения.

Ксения Воскобойникова «Стресс»

«Стресс» – так называется первая из работ серии – неумолимо, тысячью стрел пронзает тело и мозг, не оставляя шанса ни предугадать, ни подготовиться, ни защититься от коварной атаки. Прототипом для скульптуры послужил человек, который лежит, поджав под себя ноги и руки – человек поверженный. «Вонзенные в него струны, – говорит художник, – будто копья, вбитые в тело несчастного, как в поверженное на охоте животное. То есть сильные негативные эмоции повергают человека как раненое животное, оставляя после себя лишь стресс, торчащий из него копьями».

Ксения Воскобойникова «Шок»

«Шок» – любимая скульптура Ксении. Это состояние охватывает все тело, парализует волю, блокирует физическую активность, человек как будто ничего не чувствует, не испытывает никаких эмоций – шок капсулирует травмирующую энергию. Здесь художник использует ткань строительных лесов, пронзенную жесткими металлическими прутьями. «Когда мы сталкиваемся с какими-то эмоциональными потрясениями, испытываем состояние шока, – поясняет автор, – то это надолго сохраняется в нашем теле – боль, колкость, пронзенность острыми эмоциями. Но при этом возникает как будто вечная завешенность лесами. Как будто ведутся ремонтные работы, но мы не видим, что происходит внутри – то есть получаются никогда не заканчивающиеся ремонтные работы».

Ксения Воскобойникова «Опустошение»

Как результат – «Опустошение» (третья скульптура) – защитная реакция организма от саморазрушения, оно сопровождается скованностью мыслей и движений, безразличием и апатией, стремлением к обнулению всех чувств и эмоций в ожидании новой перезагрузки. 

Отверстие внутри скульптуры – будто выгоревшее пространство, как символ образовавшейся пустоты внутри телесности. «Возникает пустота эмоциональная и физическая, – говорит художник. – В том числе ощущение внутреннего выгорания (своеобразный оммаж предыдущей моей работе «Выгорание», но воплощенный в другой форме)».

Ксения Воскобойников «Травма» (фрагмент)

Работа «Травма» напрямую отсылает к психологической травме, которая была когда-то в прошлом, и которую залатали-зашили. Есть черные, грубые стежки, которые закрывают эту травму, но, однако, не закрывают ее полностью. Но есть и белая проволока – это новые эмоции, как будто не связанные с чем-то травматичным, с прошлыми событиями. «Здесь я играю на контрастах, – поясняет Ксения. – Как бы вам не казалось, что белая проволока не имеет отношения к черной травме, на самом деле она растет ровно из той же дыры и ровно из тех самых черных стежков. И хотя мы прикрываем их другими событиями, другими реакциями, но на самом деле, одно вырастает из другого».

Ксения Воскобойникова «Мать» и «Ребенок»

Скульптурный диптих «Мать» и «Ребенок» на первый взгляд выпадает из актуальной проблематики сегодняшнего дня, ограничиваясь сферой семейной жизни и даже еще уже – отношениями новорожденного ребенка и его мамы. Тем неожиданнее видеть острые стрелы, вонзенные в голову малыша – ровно также, как в поверженного человека-животного в скульптуре «Стресс». Как оказалось – не случайно. Да, природа стресса у ребенка и взрослого человека, оказавшегося перед лицом драматических событий, разная, но последствия – одинаково болезненны и травматичны для обоих. «У маленького ребенка нет жизненного опыта, который повергал бы его в стресс (пока все хорошо и все живы), – объясняет художник. – Как правило, ребенок подвержен стрессу из-за мамы, так как находится в постоянном и неразрывном психологическом контакте с ней. Когда мама находится в неуравновешенном состоянии – «каракулях», вылезающих как змеи Горгоны из ее головы, – то и ребенок неизбежно попадает в состояние стресса».

Начав с незамысловатых «каракулей» – материала по-детски несерьезного и даже профанного – Ксения Воскобойникова в последних своих работах поднялась до темы эпической и монументальной, несмотря на небольшой размер ее скульптур и объектов. Художественную образность и концептуальное мышление, что особенно отличает художника, она применила к проблематике, наиболее актуальной в наше время – эмоциям, психологическим переживаниям, фобиям и травмам, которые были табуированы в советское время, о которых не принято было говорить, тем более – создавать произведения искусства. Помимо яркого образного воплощения столь тонких, материально не осязаемых явлений как эмоции и психологические процессы, художник показал также глубокое погружение в научную проблематику, на освоение которой, включая восточные практики и вопросы психологии, было потрачено продолжительное время.

«Каракули. Линии и эмоции» до 6 июля

Адрес: Санкт-Петербург, м. «Лиговский проспект», Лиговский пр., 99 . Отдельный вход с Лиговского пр., либо через библиотеку «Лиговская». Вход на выставку — свободный.