Как воспринимают современное искусство любители и профессионалы — в научном проекте «Найди Свой Серотонин»

Интересный нейрофизиологический эксперимент-исследование эмоциональных реакций посетителей выставки современного искусства провели галерея JART и нейромаркетинговая лаборатория «Нейротренд». Для проведения эксперимента был выбран проект Димы Горбунова «5НТ», посвященный мозговому медиатору серотонину.

В исследовании «Найди свой серотонин» приняли участие 55 человек: 22 профессионала из арт-сообщества, 23 любителя и отдельная группа из 10 человек, которую художник сопровождал по экспозиции, рассказывая про каждую картину. При помощи айтрекеров и биобраслетов ученые проанализировали, как посетители выставки Димы Горбунова смотрели на представленные работы: какие элементы притягивали больше внимания, что оставалось незамеченным,  какие эмоции вызывало увиденное. 

Важной задачей эксперимента стало определение, отличается ли подход к просмотру современного искусства и процесс посещения одной и той же выставки у профессионалов и "обычных людей". Спойлер: да, отличается и очень сильно!

Предварительные результаты:

Что показали айтрекеры? Оказалось, что точки задержки взгляда у профессионалов и любителей совпадают крайне редко. Во-первых, профессионалы более внимательно рассматривали картины. На тепловых картах зрительного восприятия это выражалось в виде более ярких красных пятен в определенной области изображения. Во-вторых, представители этой группы внимательно изучали не только нарисованные объекты, но и фон, «покрывая» своим вниманием всю картину. В результате чего «площадь покрытия» тепловой карты у профессионалов была гораздо больше.

Что показали биобраслеты? Не менее важно было отследить эмоциональную реакцию: главный интерес представляли сила эмоциональной реакции и ее знак (положительная или отрицательная). С помощью биобраслета регистрировались изменение электропроводности кожи и сосудистая реакция на ладони. При сильных эмоциях, а также при появлении неожиданных и необычных стимулов у человека повышается электропроводность кожи, что связано с увеличением потоотделения. При возникновении отрицательных эмоций образуется спазм – сужение просвета сосудов. 

Регистрируя сосудистую реакцию по методу фотоплетизмограммы специалисты могли судить об изменении знака эмоции – в положительную или отрицательную сторону – при восприятии картин. 

Анализ результатов показал, что люди, не имеющие отношения к живописи, оценили все картины художника более позитивно. Средние показатели эмоциональной валентности у этой группы были значительно выше, чем у профессионалов, а знак эмоциональной реакции мало различался от картины к картине. То есть любителям все казалось интересным и воспринималось позитивно. 

Профессионалы же более критично отнеслись к картинам: среднее значения эмоциональной валентности было намного ниже, чем у любителей.  Что касается эмоциональной вовлеченности – у профессионалов показатели оказались выше почти в 2 раза; также у них значительно выше был и разброс вовлеченности при просмотре разных картин. 

Повлияло ли общение с художником на эмоциональное восприятие картин? Безусловно, да! Именно у людей, слушающих объяснения автора при посещении выставки, были зафиксированы наиболее положительные эмоции при восприятии работ и менее критичное отношение. Это оказалось справедливо как для профессионалов, так и для любителей.

Полные результаты  исследования будут представлены 4 марта 2020 года.