Как звучит плесень и когда вернется древнее море

13 февраля 2021 г. в святая святых, хранилище Политехнического музея открылась выставка «Слепая зона». Вы спросите, откуда взялось такое неожиданное название? Ответ: данное мероприятие - призыв обратить внимание на самые простые вещи, обычно остающиеся вне поля человеческого внимания. Впрочем, речь не всегда идет именно о простых вещах. Иногда за кажущейся очевидностью могут скрываться весьма непростые идеи: все зависит от опыта и проницательности зрителя, соприкоснувшегося с экспонатами.

Текст и фото: Екатерина Павленко

Авторы инсталляций. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Участники выставки - шестеро студентов Школы Родченко: Анастасия Королёва, Анна Леонова, Елизавета Канатова, Екатерина Балабан, Екатерина Селезнёва и Мария Свиридова, - представили на суд широкой публики в пространстве открытых коллекций Политехнического музея пять тематических инсталляций. Этот тот самый случай, когда место имеет огромное значение, ведь именно в музеях ведётся работа с различными предметами: здесь происходит их описание, классификация, атрибуция, реставрация. Хранилище музея, в данном случае, это видимый аналог человеческой памяти, где особое значение обретают порой самые обыденные или когда-то обыденные, а ныне диковинные предметы. И именно здесь нередко возникают «слепые зоны», о которых говорят участники проекта.

Екатерина Селезнева, Предметы неизвестного назначения.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Самая очевидная параллель «музей – забытая реальность» всплывает при посещении объекта «Предметы неизвестного назначения» (автор Екатерина Селезнева). Представленная инсталляция – композиция упаковочных паллет с проекциями диковинных инструментов, найденных здесь же, в хранилище музея. Казалось бы, какой нонсенс! Современный политехнический музей, хранящий далеко не археологические древности, а предметы и инструменты, еще вчера бывшие в обиходе, которые сегодня вызывают недоумение не только у посетителей, но и у экспертов. Каталоги с описанием «неизвестных приборов»? Случаются в музее и такие казусы! Впрочем, неудивительно, ведь музей - это те же люди, а людям свойственна забывчивость. Еще вчера музейный экспонат не описали как очевидный, а сегодня уже никто не помнит, зачем он. Как замечает автор инсталляции: «любая память (человеческая, документальная, цифровая) закономерно разрушается по мере отдаления воспоминания от изначального факта». Это закон мироздания, но о нем мало кто задумывается.

Мария Свиридова, Осознанное гниение.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Кстати, а вы знаете, какой голос у плесени? Если нет, приходите на стенд Марии Свиридовой: он в самом конце коридора, в полумраке, где экспонируются различные велосипеды. Работа Марии называется «Осознанное гниение» и да, Мария – это тот человек, который принес в музей споры проклятого гриба. «Какая гадость!», - скажете вы и будете правы. Беда в только том, что гниение – это часть абсолютно всех жизненных явлений на нашей планете, и часть нашей жизни тоже. Увы, не всегда в приносном смысле … Гниение, к сожалению, вездесуще, но разложение – это не только неприятный запах и отталкивающий вид, но и энергия, а энергия – это созидание, движение, творчество и, в конечном итоге, новая жизнь. Так что голос у плесени может и не слишком мелодичный, но в итоге весьма оптимистичный. А как он звучит – вы услышите на стенде. Более того, вы можете его изменить, приложив палец к выведенному датчику: энергия живого организма сольется с энергией мертвого. 

Анастасия Королева и ее Секвенсор.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

После разговора с плесенью, самое время поиграть на нестандартном инструменте: нас ждет «Секвенсор» Анастасии Королевой. Секвенсор - это простое звуковое устройство, использующее герконы и постоянные магниты. Довольно громоздкий деревянный объект, создающий многоканальный звук за счёт большого количества встроенных динамиков, каждый из которых даёт зрителю возможность изменять тональность звука путем механического взаимодействия с этим механизмом. Взаимодействовать можно не только сольно, но и целым квинтетом. Иными словами, если хотите звук из динамика – покрутите диск сами или одновременно с еще четырьмя товарищами, но предупреждаю - секвенсор инструмент звуковой, а не музыкальный, следовательно, ни мелодии, ни гармонии не ждите. Все как в жизни: не все очевидное дает ожидаемый результат. Что поделаешь?! Зато секвенсор – отличный инструмент для медитации, во время которой можно раскрыть тайные смыслы любого понятия. Например, что для вас Родина?

Инсталляция. Ревенсивная хроника событий. Фрагменты.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Теме смысловой наполняемости простых понятий посвящен совместный проект Анны Леоновой и Елизаветы Канатовой «Реверсивная хроника событий». Их сложная и многопредметная инсталляция - это попытка разложить такие понятия как Родина, страна, детство на части. Помните? С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот ...

Море волнуется. Екатерина Балабан.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Впрочем, нет: у каждого своя Родина и начинается она у всех весьма неодинаково. У кого-то с вполне материальной скамьи, а у кого-то со смутного воспоминания о бабушкиной сказке. Что ж, так часто бывает: говорим об одном, но все понимаем по-разному.

Море волнуется, секретик.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Тем не менее, при всей явной симпатии ко всем авторам и их работам, лично меня больше всего тронул проект Екатерины Балабан «Море волнуется». Ее инсталляция посвящена истории ее родного города Березники, что в Пермском краю. Около 285 миллионов лет назад на его территории было Пермское море, которое со временем высохло и оставило после себя огромные запасы калийно-магниевых солей. В советское время в Березниках открыли соляные рудники, город стал одним из крупнейших поставщиков калийных удобрений. Образование почвенных провалов в результате обрушения шахт и выхода на поверхность грунтовых вод стало платой за экономический успех. В своей инсталляции Екатерина наглядно показывает, каким пагубным бывает взаимодействие природы и человека и как иногда древнее море может в одночасье вернуться. Тогда от родных мест останутся только воспоминания: трогательные и милые, как девчачьи «секретки» из нашего далекого советского детства.

Осознанное гниение, взаимодействие.  Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Выставка «Слепая зона» продлится до 31 мая 2021 г. Она будет сопровождаться авторскими экскурсиями, лекционной и перформативной программой. Подробное расписание размещено на сайте музея, там же можно приобрести электронные билеты.

Приходите на эту выставку подумать о простом, но неочевидном. 

Подробности на сайте музея по ссылке. 

Осознанное гниение, фрагмент. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел