Китайский Петербург

В ЦВЗ "Манеж" в Спб до 11 февраля продлена выставка "Свет китайской цивилизации. Выставка современных китайских военных художников» под кураторством Семёна Михайловского. Опустим новости по поводу Венецианской биеннале, связанные с именем Семена Ильича, и сразу перейдем к выставке, потому что остался всего один день, чтобы ее увидеть, она того стоит. 

Обо всем по порядку: китайская армия - самая многочисленная армия мира, которая никогда не вела захватнических войн. Важно сказать, что институт искусств НОАК (народно-освободительной армии Китая) был основан в Пекине в 1960 году, и он является единственным высшим учебным заведением НОАК, занимающимся подготовкой кадров для культработы и научно-исследовательской деятельностью в сфере военного искусства. В Китае сохраняется активное участие государства в формировании культурной среды и поддержке определённого художественного сообщества, это отражается на работах художников с гражданской позицией, но не ограничивает многообразие средств творческого самовыражения. То есть китайские военные художники творят и в манере поп-арта, и создают гипперреалистические работы, и используют традиционную технику гохуа, модернизируя ее в соответствии со временем и местом создания. Выставка рассказывает нам о том, как представляют самую большую армию мира художники, которым делегирована миссия создателей ее образа. 

При входе в экспозицию зрителя встречает копия терракотового воина. Воины будут сопровождать  нас на протяжении всей выставки, стоя на каменной крошке лицом или к стене, или спиной к оной, чтобы у посетителя не было возможности обойти фигуру вокруг – как, собственно, оригинальную терракотовую армию. На первом этаже Манежа выстроена стена – естественно, красного цвета – под стать флагу, и, естественно, большая – под стать Великой Китайской. На ней расположены холсты, выполненные в разных художественных техниках. При проходе вдоль стены зрителю представляется возможность образно перелистывать страницы каталога работ военных художников – разного стиля, но единых в идее. 

Конечно, с помощью медиаторов будет на много проще понять выставку, так что рекомендую не стесняться задавать им вопросы.  

С высокого потолка спускаются ящики маскировочного цвета с характерной символикой – в них везли работы. Редкими лучами из того же потолка свисают картины – куратор говорит, что появляется ощущение, что они прямиком из поднебесной, у меня же возникла ассоциация скорее с матпомощью, сбрасываемой с вертолетов, только в данном случае – помощь культурная. 

В одном из залов нас ждут интерактивные произведения - в нем можно отдохнуть от пестроты экспозиции. В зале стоит бревно из бумаги, выглядящее, словно глиняное. Помните популярное видео, где якобы гипсовую голову Давида растягивают, как пластилин? Так вот это не пластилин, а множество тонких листочков, скрепленных между собой так, чтобы при движении создавался эффект мягкости материала. На втором этаже можно увидеть бумажный автомат Калашникова, раскрашенный во все цвета радуги – таким образом художник представляет значение армии для Китая – качественное образование и гарант мира, а не агрессор во вне. Эта идея важна, ее нужно помнить при просмотре работ – армия для мира, а не для войны. Поэтому мы видим здесь довольных солдат, зашивающих кроссовки, на большом полотне, выполненным, кажется, китайскими Виноградовым и Дубоссарским – нам может показаться это иронией – армия, трудовая повинность, нарочито яркие цвета. (Фан Цзыцзянь «В нашем отряде много героев»). 

Чжэн Миньян и Ян Лавэй на картине «Ветер» изображают солдат, крутящихся вместе в колесе, словно белка. Однако, поняв своеобразный взгляд на мир художников, можно предположить, что это не «белки», а коммунистическое единение каждого отдельного неполноценного «я» в общее и совершенное «мы». 

Если вы плохо знакомы с искусством КНР, в том числе искусством военных, если вы не часто видите искусство по Госзаказу при этом не являющееся коммерческим, и если вы готовы интерпретировать по-своему холсты и инсталляции – у вас осталось совсем немного времени для того, чтобы успеть в санкт-петербургский «Манеж». 

Текст и фото: Арина Романцевич