Конструктивизм и производственное искусство /сonstructionism

от /лат./ сonstruction – построение (1921-1932гг)

Через пять лет после революции, в ИНХУКе (Институт художественной культуры в Москве), центром дискуссии стал "Памятник III Интернационалу" Владимира Татлина. Достоинством этой функциональной и пророческой башни будущего, признали "правдивость материалов", но отвергли как произвол автора, саму спералевидную конструкцию. Эти принципы вызвали к жизни появление рабочей группы конструктивистов во главе с Родченко. Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира.

"Соединить искусство с трудом, труд - с продукцией, а произведенные предметы - с повседневной жизнью", как писал Тарабукин, стало задачей следующей стадии, получившей название "продуктивизм" (производственное искусство). Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально - оформительскому искусству.

Художники: Александр Родченко (Aleksander Rodchenko), Алексей Ган (Aleksei Gan), Константин Медунецкий (Konstantin Medunetsky), Эль Лисицкий (El Lissitzky), Владимир и Георгий Стенберги (Vladimir Stenberg, Georgii Stenberg), Валентина Степанова (Valentina Stepanova), Катаржина Кобро (Katarzyna Kobro), Антон Лавинский (Anton Lavinsky), Любовь Попова (Lyubov Sergeyevna Popova), Владислав Стржеминский (Wladyslaw Strzeminski).

Выставки: 1921, Москва, "Вторая выставка Обмоху" и "5*5=25"; 1922, Берлин, "Галерея Фан Димен" "Первая выставка русского искусства".

Тексты: Н.Тарабукин "От мольберта к машине", 1923; В.Стржеминский "Унизм", 1928; К.Кобро "Пространственные композиции",1931.

См. также статьи: Супрематизм, Материальная культура, Баухауз, Социалистический реализм.

Описание некоторых произведений:

Эль Лисицкий "Комната Проунов", 1923. Реконструкция 1965 года. Эйндховен, Государственный музей Ван Аббе. Акроним Проун - от фразы "про утверждение нового искусства" - ввел русский конструктивист Эль Лисицкий. "Комната Проунов" экспонировалась на "Большой художественной выставке" в 1923 году, в Берлине. В духе конструктивизма, она представляет синтез супрематической живописи Малевича и контррельефов Татлина. Плоские геометрические формы и сдержанный цвет, объединяют живопись с трехмерным пространством. Она становится "объктом, восприятие которого связано с перемещением зрителя". Использованный в "Комнате Проунов" принцип динамичной смены впечатления, предвосхищает то, что будет в Выставочной комнате 1925-1927 годов, задуманной как идеальная оболочка для экспонирования абстрактного искусства: с раздвижными стенами и выдвигающимися витринами. 

Эль Лисицкии "Комната Проунов", 1923