Корень нового: Элиз Морен

Осенью 2016 года на территории Ботанического сада МГУ, «Аптекарский огород» прошел международный фестиваль современного искусства «Корень нового», приуроченный к 310-ти летию сада. В рамках этого события Анна Дорофеева и Марина Гусева, организаторы и кураторы фестиваля пригласили более 30 художников разных направлений и географий из Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Франции, Украины, Швеции, США, острова Мартиника, Индии и России. 

Куратор инсталляции: Анна Дорофеева.

Одним из значимых событий стало участие Элиз Морен – художника с мировым именем и множеством знаковых и громких, монументальных проектов. Так, одна из ее работ серии «Waste Landscape» заняла 500 кв. м. и была размещена во внутреннем дворе галереи Centquatre — «Halle d’Aubervilliers» в Париже. Материалом художнице послужили 60 тысяч нераспроданных CD-дисков, которые олицетворяли символ постоянного устаревания атри-бутов недавнего прошлого.

На феситивале «Корень нового» в Москве Элиз Морен – при поддержке Французского института в России представила свою новую арт-инсталляцию под названием «CÉLESTE» («от лат. caelestis «небесный»). Тотальная инсталляция в виде нового созвездия насквозь пронизывающего пальмовую оранжерею «Аптекарского огорода», охватило пространство как внутри оранжереи, так и за ее пределами. В масштабе многометровой инсталляции, перед зрителем предстала уникальная конструкция, состоящая из сотен пялец с натянутыми на них лоскутками. Эти пяльца были соединены между собой в линии, так же, как на картах звездного неба обозначаются созвездия. Новое созвездие «Небесное» (франц. «Celeste» от лат. caelestis «небесный») явилось символом «небесной связи». Так, одна из линий созвездия, выходя за стены оранжереи в уличное пространство, создала тем самым, метафорическую связь между земным и небесным миром. Это созвездие, как некая ось, соединило наш материальный мир и духовную вселенную, заставляя задуматься о поисках нашей души.  

Александра Рязанова: Как Вам пришла идея сделать инсталляцию «CÉLESTE»?

Элиз Морен: Оранжереи специально созданы для того, чтобы усмирять климат, в них создается идеальная среда для роста растений. Теоретически c ее помощью можно выращивать помидоры в Антарктике. Идея оранжереи, как архитектурного и технического достижения с её большими сводами, световым наполнением, прозрачностью и возможностью поддержания благоприятного климата, гарантирует сохранность экосистемы, что невозможно на открытом воздухе. 

Я воспринимаю землю как мегаструктуру, мега-теплицу, хрупкую и невечную с потрескавшейся оболочкой, находящейся под угрозой. Не так давно мы узнали, что история человечества ускоряет геологическую историю. И чтобы найти решение проблеме, на протяжении последних десятилетий мы стали устремлять взоры на небо, в космос, к другим планетам в поисках альтернативы. 

CELESTE приглашает совершить скромное символическое путешествие в небеса, пройти сквозь перегородки, прочертив символическую линию, проходящую через теплицу внутри и снаружи. Здесь эта проекция в пространство говорит нам не о научной экспедиции, но о символичной победе человека в его стремлении к неизведанным территориям, богатым вселенскими историями. 

Элиз Морен "Небесное", 2016, пяльца, ткань

А.Р.: В основу произведения вошли сотни пялец с натянутыми лоскуткам небесного цвета. Чем обусловлен выбор такого материала? 

Э.М.: Я сравнивала небесные карты разных веков. Изначально меня просто интересовало само то, на сколько по-разному перед нами открывалось небесное пространство, и то как ученые воспринимали звездное небо. Изучая современные карты, меня заинтересовал путь, который проходит планета перемещаясь по орбите по часам - это как раз та метафора, которую передают пяльцы. 

На поверхности подвешенных 200 пялец вручную нарисованы белые точки, образующие линии, соответствующие траекториям спутников, информация о которых обновляется в реальном времени на сайте НАСА. Таким образом эти линии уже не соответствуют действительности. Спутники позволят нам в ближайшие несколько лет нанести на карту вселенной другие возможные места для обитания. Гея (по определению Бруно Латура), земля, возможно станет лишь одним из мест, пригодных для жизни, подобно теплице. 

Элиз Морен "Небесное", 2016, пяльца, ткань

А.Р.: Сама по себе карта, также красивая метафора, ведь этот предмет олицетворяет некий навигатор, помогающий найти путь, возможно и в жизни… Почему именно три линии? 

Э.М.: Геометрически инсталляция состоит из 3-х линий, которые воспроизводят графические и научные изображения перемещения солнечных затмений, их траектории. Во все времена, тысячелетиями, солнце завораживало представителей различных цивилизаций, но лишь недавно заняло центральное место в современной картографии, потеснив с этой позиции нашу планету. Человек покоряет космос в поисках понимания своего места во вселенной, осознания своей зависимости от технологий, информатики и искусственного разума. 

Линии образованы из подвешенных пялец для вышивания, предмета, который символизируют универсальные ремесленные традиции, отсылает к устаревшим понятиям, к тем временам, когда считалось, что звезды крепятся к небесному своду, когда природа воспринималось чем-то чужеродным человеческому существу.  

Эти 3 линии побуждают поднять глаза к небу, но в тоже время образуют пирамиду, как некое созвездие с 3-мя гранями.  

Элиз Морен "Небесное", 2016, пяльца, ткань

А.Р.: Эта инсталляция как-то связана с Вашими предыдущими работами?

Э.М.: В какой-то степени да. У меня есть работы, при создании которых я руководствовалась абсолютно той же идеей - иногда важно позволить себе поставить Настоящее в центр Вселенной, позабыв о повседневной спешке, в которой мы, к сожалению, упускаем жизнь. 

А.Р.: Были ли какие-то трудности при работе над инсталляцией в Ботаническом саду?

Э.М.: Нет, даже наоборот! Мне очень понравились с люди, с которыми довелось работать вместе. Все оказались очень профессиональными и увлеченными своим делом.

А.Р.: Как Ваша работа должна повлиять на посетителей сада, как думаете?

Э.М.: Не имею ни малейшего представления. Я надеюсь, что если зритель не поймет мою работу (она очень концептуальна и требует разъяснений), то он сможет ее почувствовать. 

Элиз Морен "Небесное", 2016, пяльца, ткань

А.Р.: Что для Вас важнее, самовыражение или понимание со стороны зрителя?

Э.М.: Я не уверена, что эти понятия противоположны. В первую очередь я думаю о самовыражении. Но, конечно, я не могу забывать о зрителе, для которого я создаю произведение. 

А.Р.: Кто был Вашим любимым художником, когда Вы были подростком?

Э.М.: Уолтер де Мария. Я его обожаю и сейчас! Особенно меня заворожила работа 2010 года «The Lightening Field». Он сделал что-то необыкновенно красивое!

А.Р.: Нравится ли Вам кто-то из русских художников?

Э.М.: Мне очень понравилась одна арт-группа, но я совершенно не помню, как она называется. У них была большая выставка три года назад в Париже во время проведения FIAC… 

А.Р.: Может быть, Recycle Group?

Э.М.: Да, точно! У них там были огромные барельефы - безумно красивые!

 

Элиз Морен "Небесное", 2016, пяльца, ткань

Над интервью работали: Александра Рязанова, Анна Дорофеева, Мария Назарова

Фото предоставлены организаторвами фестиваля "Корень нового"