Космос северных широт

Текст: Валерия Галлай

Редактор: Галина Гурова

Фото предоставлены кураторами проекта Валерией Галлай и Дмитрием Буткевичем

Завершила свою работу выставка «Спутник над Мончегорском. Космос в работах художников XXI века». Экспозиция оказалась приурочена к двум крупным датам в «космической» области - 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября (1957 г.) и юбилею (160-летие) «отца русской космонавтики» К. Э. Циолковского. Выставка проходила в Мурманской области при поддержке Московского музея современного искусства, компании «Норникель» и при участии Госкорпорации «Роскосмос» и Администрации города Мончегорска.

В новой выставке удалось все. И сама ее подготовка, которая нередко занимает от полугода или больше. И монтаж, непременно полный «подводных камней», а в случае с выставкой о космосе в работах современных художников – и вовсе неведомых «черных дыр». И открытие, за 15 минут до которого, по традиции, множество мелочей оказывается еще не готово; организаторы поначалу опасаются, что придет слишком мало гостей, а потом, когда выясняется, что вернисажу «грозит» аншлаг, руководство площадки уже сомневается, выдержит ли их пространство такой наплыв, и в панике увеличивает цифру в графе «соки-воды». А еще случаются отличные, но грустные «финисажи» проектов – громкие, с презентациями, или тихие уютные художественные «междусобойчики».

Выставочный проект «Спутник над Мончегорском…» во многом не стал исключением. Но в итоге все удалось!

Это уже третья часть проекта «Космос в работах художников XXI века». Как выражается «киношным» термином один из кураторов проекта - «триквел». Первая выставка прошла в Москве, в ММОМА (Moscow museum of modern art) в 2014 году. Вторая - в 2016, в Норильской художественной галерее. Каждый новый проект менял почти половину экспонатов. А разные выставочные пространства предполагали и различные возможности для решения экспозиции. 

 

Сокураторы проекта – Дмитрий Буткевич и Валерия Галлай – считают, что пространство Мончегорского городского центра культуры оказалось самым аутентичным для «космического» проекта. Здание, построенное в 1970-х – времени активного освоения Космоса, само стало одним из заметных «участников» выставки.

Участники и гости вернисажа не упускали возможности сделать селфи или запечатлеть отдельные эпизоды выставки. Центром притяжения стала «стена» с работами Дмитрия Ляшенко «Голуби» (2014. Холст, темпера. Частная коллекция), фирменными кроватями паблик-арт художника Марины Звягинцевой «Периферийная галактика» (2014. Металл, монотипия. Собственность автора) и Марии Сафроновой из серии «Вахта» (2017. Холст на деревянной панели, масло. Диаметр 100 см. Собственность автора. При участии VLADEY). Во время работы над «Вахтой» Мария изучала дневники космонавтов, рассказывающие об их быте, размышлениях, ощущениях.

Открытие проекта приветствовали космонавты, герои России, члены отряда «Роскосмоса»: Сергей Рязанский – включением с орбиты, и Олег Артемьев - из Центра подготовки космонавтов. Все посетители выставки увидели и услышали запись этих поздравлений. Не все сразу даже поверили в реальность происходящего.

Одна из работ, сделанная в жанре site-specific специально для данной экспозиции и специфики ее пространства – огромный «занавес», площадью 6x23 метра. Дмитрий Алексеев назвал свою работу, выполненную в оригинальной технике рисунка жидким каучуком на строительной сетке, «Наши в космосе». К великой радости городской администрации, художник решил подарить работу Мончегорску: «Мне кажется, что объекты public art должны быть среди людей. Для меня это важно, как и открытость музейного пространства городу. Работа из музея попадает в город - это круто!»

Из авторского текста о работе: «…Человеческие тени, пробитыe созвездиями – это и есть Наше Небо... Oнo и мы - одно целое, часть одной и той же материи. Чернота космоса – всего лишь наша тень или наша проекция в метафизическом смысле. Выход в открытый космос – часть эксперимента, поставленного человеком, основная цель которого - осознание своего места и своей роли во Вселенной».

***

В отличие от многих выставок, здесь арт-объекты можно было трогать. Успехом пользовались деревянные фигуры из инсталляции «Формы будущего» Леонида Тишкова; миниатюрная акварель Ольги Солдатовой «Космос-1», которую художник накрыла аквариумом – своеобразной лупой. А еще естественный интерес вызывал редкий и самый новый в мире музыкальный инструмент Handpan (Hang). На нем во время вернисажа играла Анна Топчиева – одна из лучших в России композиторов и исполнителей музыки на инструменте, похожем то ли на Марс с кратерами, то ли на летающую тарелку. 

 

Специально к проекту в Мончегорске и в честь юбилея Циолковского Леонид Тишков подготовил новую инсталляцию «Формы будущего. Тела геометрической формы, изготовленные К. Э. Циолковским для аэродинамических опытов. 1890 – 1900». 

В экспликации зрители читали: «В своей автобиографии «Черты моей жизни» ученый рассказывает, как по его рисункам инженер Л. в 1890 году изготовил множество форм из дерева. Сами геометрические объекты не сохранились, остались две фотографии, сделанные им в 1910 году. Форма их удивительным образом похожа на будущие скульптуры модернистов 20-го века. Скульптуры Бранкузи создавались позже на несколько десятилетий, механистические конструкции Марселя Дюшана, так же, как и лапидарные геометрические формы Казимира Малевича, который очень интересовался трудами Циолковского. Сам Константин Эдуардович обладал незаурядным талантом рисовальщика: его рисунки ракет, космических путешественников, схемы и ситуации, которые он описывал в своих научно-фантастических романах, поражают своим мастерством. Поэтому я считаю Циолковского не только ученым, но и художником, создателем нового изобразительного языка, «отцом русского авангарда», создавшим формы будущего…»

Художник Елена Асеева давно занимается мозаикой. Для проекта она предоставила воссозданную по картону Виктора Цоя работу «Время Первых». Так из разных работ художник постепенно выстраивает «Виртуальную стену» музыканта.

Еще одним ярким впечатлением для публики стал объект Вовы Марина «Телескоп». Кстати, Марин живет в Калуге – городе, где основатель теоретической космонавтики Циолковский прожил более 40 лет. Художник так описал свой объект: «Эта работа про детский непосредственный взгляд в ночное небо. Где звезды – дыры, а месяц – полуприкрытая крышка бака». 

Среди работ мончегорских художников на выставке был вот такой практически поп-арт объект известного местного автора Евгения Шнайдера. 

Работа называется «Поехали!». Подпись на этикетке такая: «Ю. А. Гагарин – первый, уникальный. Шаблонность, растиражированность, клише, штампы фразеологизмов и зрительных образов – «буквальнопонимализм» – массовая культура – потеря уникальности и индивидуальности».

 

Композицию из двух объектов «Острова. Антигравитация», посвященную Циолковскому, художник Сергей Чернов сделал специально для проекта «Спутник над Мончегорском». «От маленького домика на окраине Калуги - до музея Космонавтики в Москве, по космическим меркам, расстояние ничтожно мало, но для всего Человечества – гигантский прыжок во времени и пространстве. Чем же объяснить этот феномен? Как скромный учитель из российской провинции возвысился до таких пределов?..»

  

Розыгрыш «космических» призов (включая тюбики с «космоедой») можно назвать традиционными для наших выставок. 

***

Наедине с некоторыми работами: 

 

Дмитрий Шорин. Луна-1. 2009-2017. Холст, авторская техника. Собственность автора

Константин Батынков. Космос-3. 2014. Бумага, акрил. Собственность автора

 

Сергей Катран. Типы матриц. 2015. Дерево. Частная коллекция

***

Немного про монтаж и процесс подготовки к «выездному» выставочному проекту, в котором важная роль отводится грамотной упаковке и транспортировке предметов искусства. В данном случае «упаковкой» занимались суперпрофи из компании «Арт Бокс» (кураторы проекта благодарят руководителя компании – Максима Ляховича и его команду).

   

Сокураторам проекта приходится заниматься совершенно необычными вещами, от помощи верхолазам в подвеске объекта (Д. Буткевич внизу на лесах) - до распаковывания ящиков посредством шуроповерта, когда срочно нужно что-то найти, а рук не хватает (В. Галлай). 

Остался, собственно, PS…

Далеко не на каждой выставке случается «полетать» на авиа тренажере или побывать в кабинете, где снимался один из эпизодов фильма «Левиафан». 

Оказывается, именно в Мончегорске Андрей Звягинцев снимал некоторые сцены своего «Левиафана». По сюжету, как раз в Мончегорской Администрации заседал главный «злодей» истории – мэр.

Надо ли говорить о том, что на самом деле, в Мончегорске - прекрасный и самый необыкновенный мэр! Дмитрий Староверов (на фотографии он – в центре) поддерживал наш проект с самого его начала. После вернисажа для нас с коллегами-журналистами, приехавшими на открытие выставки из Москвы, он провел экскурсию по городу, пригласил в здание Администрации, рассказывал удивительные истории про любимый Мончегорск и подготовку к юбилею города. А в течение работы выставки даже иногда проводил экскурсии для групп из Норвегии, из Мурманска и других уголков Кольского полуострова. - Нет, с такими поистине «космическими» мэрами мы никогда еще не встречались! 

 

Дмитрий Ляшенко "Голуби"