Куда сходить на выходных?

Облако, зацепившееся за гору

19.12.2017-5.02.2018

ММОМА (Петровка, 25)

С историй начинаются все произведения Махачевой, их рассказчиками выступают «носители языка»: простые люди, бытовые вещи и предметы декоративно-прикладного искусства, природный ландшафт, традиции, семейные предания и институциональные архивы. Они полнятся, насыщаются подробностями и новыми сведениями, как облака, вдруг принимающие все более узнаваемую предметную форму. 

На первой персональной выставке Таус Махачевой в MMOMA будут представлены несколько видео-работ («Канат», «Гамсутль»), объекты («Пейзаж»), авторская коллекция советских вывесок — найденных в Дагестане артефактов ушедшей эпохи (Дагестан, Спорт, Госторговля и т.д.), документация перформативных, связанных с едой проектов («Каспийское море», «Хрустальные шары», «Перевари это» и др.) и видео-свидетельства жизнеутверждающих практик Супер Таус, героического альтер эго Махачевой. 

Ваш отзыв очень важен для нас

20.12.2017-4.03.2018

Новое крыло дома Гоголя

У читателя не всегда была возможность так свободно выражать свое мнение о тексте, как сейчас – и дело не только в интернете. С проблемой читательского высказывания, взаимодействия с книгой, изменениями, произошедшими в этой области с XIX века, и работает выставка.

Опираясь на исследовательские материалы и художественные работы, кураторы ставят ряд вопросов: Как отзывы обычных читателей соотносятся с критикой? Чего ищет современный читатель в текстах классиков? Какую роль берет на себя художник как читатель?

Посетители увидят, как машинный интеллект читает классику и критику, превратят письмо Набокова в интернет-ссылку, прислушаются к голосам прошлого и настоящего в тотальной аудио-инсталляции, найдут неформальное послание Канту, а также примерят на себя роль рецензента.

Экспозиция объединяет исследования, проведенные филологом Университета Тарту Анной Герасимовой, аналитику центра Digital Humanitites НИУ ВШЭ и работы российских современных художников.

Серая дыра

19.12.2017-30.12.2017

25KADR GALLERY/PAPER 

Иван Дубяга - художник и музыкант из Краснодара, занимающийся живописью, графикой и исследующий границы пересечения музыки и саунд-арта. Искусство Дубяги имеет свой особый почерк, позволяющий моментально узнать его манеру среди других современных художников.

Визуальный язык Дубяги предельно очищен, сюжеты ироничны. Доводя исследуемую проблему до абсурда, Иван выводит её на уровень гротеска и высмеивания. Мир искусства художника синтезируется из эмоциональной пустоты, где экзистенциальное отчаяние перерождается в искусственную реальность.

В астрофизике существуют понятия о чёрной и белой дырах. В чёрную дыру материя падает, из белой, по гипотезе, выбрасывается. Серая дыра, - придуманный Иваном Дубягой космический объект, попадая в которую материя обречена на вечное пребывание в междупространстве. Возврата из такого состояния нет. Этот умозрительный космический объект стал метафорой неопределённости и неконструктивного вечного компромисса. 

Олег Фронтинский. Художник и его коллекция

22.12.2017-4.02.2018 

Новый музей Аслана Чахоева (СПб)

Олег Борисович Фронтинский родился в 1938 году в Ленинграде. Ребенком пережил блокаду. Закончив архитектурный факультет Академии художеств в 1961 году, много лет работал в проектных институтах. Но настоящей его страстью была и остается живопись, тягу к которой он ощутил еще в начале 1950-х, на занятиях во Дворце пионеров в знаменитой студии С. Д. Левина. 

Академической рутине не удалось победить его индивидуальность. Спасла прививка французского модернизма, а также знакомство и последующая дружба с художниками арефьевского круга. Именно в них ему открылась настоящая художественная правда. Благодаря им Фронтинский осознал и поставил перед собой те цели, достичь которых стремился всю свою жизнь. Влияние их искусства вполне ощутимо в некоторых работах 1970-80-х годов с их пастозной манерой письма, мощным контуром, богатой и выразительной красочной фактурой, ассоциирующейся с остывающей лавой, еще раскаленной внутри, но уже покрытой спекающейся корочкой, окрашенной иногда сумрачно сосредоточенным, иногда открытым, раскрепощенным цветом. 

Легкие пространства

21.12.17 – 21.01.18

Крокин галерея

Если, говоря о творчестве Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, рассуждать о новом, то следует признать, что оно, при всей своей вариативности, раскрывается в подвижных очертаниях разработанной ими художественной системы, стратегическим слагаемым которой была и есть работа с пространством. 

Безусловно, пространство — непременный атрибут изобразительного искусства, онтологическое составляющее его определения, его бытия и представления о нём. Вопрос в акценте. 

Пространство искусства Инфанте и Горюновой действительно обретает особый акцент и становится феноменом эстетического исследования, однако оно же, в их понимании, помимо физических параметров, ориентиров и уровней, обнаруживает в себе и развёрнутую многосложную метафору. 

Выходы на природу, работа с формой, цветом, светом, материей понимается именно в этом аспекте: им оно определено и структурировано в контексте изначальных основополагающих смыслов, в русле многоплановой «идеологии» авторского мировоззрения. 

Артефакты Инфанте и Горюновой, сопрягающие две природы, естественную и созданную художником, структурируют пространство, но не замыкаются на нём, поскольку вектор их поиска не ограничивается лишь визуальным горизонтом. Он, безусловно, интересен, но целеполагание состоит в ином — в продуцировании нового качества, а не в репродукции уже существующего. 

Искусство Инфанте и Горюновой соединяет эстетические задачи с этическими установками, идентифицируя себя с русской традицией, распознающей в визуальном облике конкретного явления нечто большее, превосходящее физические положения триады «глубина, ширина, высота». 

Именно здесь, на этом уровне, их пространство обретает дополнительный план, осваивает тонкую по своей оптике материю, словно из «паутины» сотканное гиперболическое натяжение, новую метафору «лёгкого пространства», пространства возможного.

Александр Петровичев, Крокин галерея

Однодневная выставка "Плеяда комплементарных экзистенций"

23.12.2017, 19:00

APXIV

На границе календарных годов, переходя от формата диалектического производства знания к материальному воплощению, художники APXIV’a продолжают исследовать темы, озвученные в рамках speed-dating на третьей международной конференции «Дискурс Другого как наслаждение».

В динамической пульсации коллективной мысли свобода осуществляется на равных, приводя к пониманию, что остановить процесс принятия решения в зафиксированной точке, которая устраивала бы всех, невозможно. Заглушая свой голос, чтобы услышать другого, в полифонии мнений, теряя привычные ориентиры, мы ожидаем в очередной раз обнаружить невидимое, объединяющее нас натяжение.

Эта пульсация и есть наша форма, которая в каждый момент времени хранит новую конфигурацию микроконсенсуса, пришедшую на смену предыдущей, готовой к распаду и перерождению в следующую.

Вслушиваясь в каждого, система АРXIV’a развивается подобно сети нервных клеток живого организма. Метаболизм системы сообщает своим клеткам высокое напряжение и необходимость продолжения действия.

В попытках найти или сконструировать объединяющие участников семантические поля, им приходится пройти сквозь череду переживаний индивидуализма и анонимности. Пребывая в спектре между двумя этими полярностями, художники обнаруживают плеяду комплементарных экзистенций.

Независимая ярмарка современного искусства

23.12.2017, 12:00-22:00

Творческое пространство «0+» (СПб)

Уже в шестой, а по правде, в седьмой раз, на одной площадке объединится более 50 художников, чтобы представить свое искусство и предоставить любому желающему возможность приобретения работ по доступным ценам. Экспозиция будет построена в формате выставки, и на ней будут показаны лучшие произведения авторов, прошедшие коллективный отбор. Впервые самоиницированная Ярмарка состоялась в марте 2017 года в пространстве «0+», и именно здесь пройдет ее рождественская версия. Посетителей ожидают народные гулянья с выступлением Силача Вудмана, который будет гнуть и ломать ель на арене, баранками от Демьяна Хёрста и пряниками от Маньки Облигации. Развлекать публику будет скоморох Семен Мотолянец, а народный фольклор зачитает MC Степанов. Также на ярмарке будет специально подготовленная Лерой Лернер новогодняя ёлка. Вадим Хохряков устроит для детей карусель из сказок. Безопасность и консультацию обеспечит группа специального назначения «Снежинки-7». Спешите приобретать подарки родным и близким на 6/7 Независимой ярмарке современного искусства!