Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее. Ретроспектива

 Текст и фото: Ирина Свеколкина

«Я не хочу делать картины; я хочу открыть пространство,создать новое измерение, связать его в космосе, так как оно бесконечно расширяется за пределы ограничивающей плоскости картины». (с) Лучо Фонтана

Мультимедиа Арт Музей впервые в Москве представляет ретроспективную выставку итальянского художника. Лучо Фонтана (1899-1968) - звезда мирового современного искусства. Выставка собрала на своей территории более 60-ти лучших его произведений из 22-х разных коллекций, показав зрителю широкий спектр художественных экспериментов и поисков автора. Большая часть из представленных работ не покидала своих коллекций до сегодняшнего момента.

Уникальная выставка дает возможность российскому зрителю впервые увидеть полную картину творчества великого художника ХХ века, предвосхитившего появление множества современных течений в искусстве и известного в первую очередь своими работами из серии «Разрезы».

Пространственная концепция. Ожидания. 1964 г

Лучо Фонтана родился в 1899 году в семье скульптора и первый свой художественный опыт получил уже в детстве, работая подмастерьем в мастерской своего отца. Первоначально обученный как скульптор, он отвергает традиционные художественные ограничения в выборе методов и материалов, начав поиск своих собственных выразительных средств и пластических материалов, в ответ на быстро меняющийся окружающий мир. На протяжении всего своего творческого пути художник стремится выйти за пределы сакрального для мира искусства пространства холста в поисках новой свободы и выхода в космос.

Пространственная концепция. 1952 г

Вдохновленный научно-техническим прогрессом и возможностью сотрудничества науки и искусства, Лучо Фонтана вместе со своими учениками в 1947 году публикует «Белый манифест», где говорится, что «материя, цвет и звук в движении - это явления, одновременное развитие которых составляет новое искусство». Фонтана живет в век перемен, он жаждет нового, стремится добраться до самых отдаленных галактик, жаждет преодолеть все границы и выйти к космическим просторам. Создав новое движение под названием «Спациализм» (новая концепция в итальянском искусстве, рассматривающая живопись и скульптуру как единый вид искусства, объединяющий цвет, звук, пространство, движение и время), он призывал к созданию искусства, которое будет точно отражать и реагировать на переживания пространства и времени, объединяя их новыми способами. Это привело его к уходу от традиционных форм живописи и скульптуры, на их месте были созданы новые, трехмерные пространства.

1949 год стал переломным в карьере Фонтанаю. Одновременно он создал свою первую серию картин, в которой он проколол холсты (Buchi). Фирменные дыры стали для художника выходом в «новое», а свет, обнаруженный за пределами холста, оказался выходом в космос.

Пространственная концепция. 1949 г

В том же году он создает свою первую работу под названием «Пространственная среда», временную инсталляцию, состоящую из гигантской амебообразной формы, подвешенной в темной комнате, которая была освещена неоновыми огнями. Эта работа вскоре привела его к использованию неоновых трубок в отделке потолка (начиная с 60-х неон прочно войдет в художественную практику, его до сих пор использует множество художников), и положила начало новым формам современного искусства – энвайроменту и перформансу. 

Самое простое и радикальное действие в истории искусства ХХ века, произойдет в маленькой мастерской Лучо Фонтана в 1958 году, где он впервые порежет полотно, положив начало одной из самых известных его серий работ под названием «Разрезы» (Tagli). К «разрезам» художник пришел в возрасте 59-ти лет. Это был итог его долгих поисков выхода за пространство плоскости холста, открывший пространство между традиционным изображением поверхности и тем, что скрывается позади него. Эти отверстия дают возможность невидимым ранее частям работы выйти на передний план и обрести смысл.

Фонтана часто закрывает обратную сторону своих полотен черной тканью, чтобы космическая тьма мерцала за открытыми порезами, создавая таинственное чувство иллюзии и глубины. 

В дополнение к работам, которые открывали холсты, Фонтана также интересовался созданием слоев поверх холстов. Он наносил небольшие кусочки стекла и камня на поверхность холстов, предлагая естественные эффекты отражения и преломления света. Таким образом, расширив плоский холст, Фонтана предлагает зрителю рассмотреть нанесенные на картину части новой вселенной и бесконечность космических концепций. 

Пространственная композиция, 1953 год

Так же на выставке представлена серия скульптурных работ Лучо Фантана, через которые он продолжает строить диалог с мировой историей искусства и большими стилями, и, прежде всего, стилем барокко, с которым художник вступает в активное взаимодействие.

Выставка расположилась на трех этажах Мультимедиа Арт Музея, и представляет из себя не хронологическое повествование, но последовательное раскрытие поисков художника.

Лучо Фонтана. Ретроспектива

Мультимедиа Арт Музей

27.11.2019 – 23.02.2020

Адрес: Остоженка, 16

Время работы с 12:00 до 21:00